Анатолий васильевич пчелинцев

Пчелинцев Анатолий Васильевич

Анатолий васильевич пчелинцев

Почетный адвокат России, старший партнер Адвокатского бюро “Сл авянский правовой центр”, главный редактор журнала «Религия и право», доктор юридических наук, член Комиссии по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации.

Родился 1 апреля 1955 года в г. Нижний Ломов Пензенской области. Окончил военно-юридический факультет Военного Краснознаменного института (Москва).

Проходил службу на следственно-прокурорских должностях в военной прокуратуре. После окончания адъюнктуры и защиты диссертации (1987 г.

) – преподавал в Военном университете, руководил Группой военно-правовых исследований Управления делами Министерства обороны.

В 1993 г. Указом Президента РФ был включен в Комиссию по доработке проекта Конституции РФ; участвовал в парламентских и правительственных рабочих группах по подготовке законов «Об обороне», «О статусе военнослужащих», «Об альтернативной гражданской службе», «О свободе совести и о религиозных объединениях» и др.

После увольнения из Вооруженных Сил РФ (1993 г.) сопредседатель НП «Славянский правовой центр», директор Института религии и права.

С января 2001 года старший партнер Адвокатского бюро «Славянский правовой центр», главный редактор журнала «Религия и право». Одновременно с 2008 года заместитель президента Гильдии российских адвокатов.

В качестве адвоката участвовал во многих резонансных делах, в том числе в Верховном и Конституционном судах РФ, в Европейском суде по правам человека.

Член Комиссии по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ, Международной комиссии по урегулированию неправительственных споров, Научно-консультативного совета Общественной палаты РФ.

Входил в состав Экспертных советов Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Государственной Думы (1994 -2016), Уполномоченного по правам человека в РФ (1999 – 2013 гг.), Министерства юстиции РФ (1998-2009 гг.

), Комиссии Общественной палаты РФ по расследованию военных преступлений в Южной Осетии (2008 г.)

Доктор юридических наук, тема диссертации: «Свобода вероисповедания и религиозные объединения в Российской Федерации (конституционно-правовое исследование)». Автор более 160 научных публикаций, многих статей в федеральных и зарубежных СМИ.

Научная деятельность связана с исследованием свободы совести и государственно-конфессиональных отношений, разработкой проблем статуса религиозных объединений, повышения эффективности правоприменительной практики.

Публиковал научные статьи в журналах, «Государство и право», «Российская юстиция», «Человек и закон», «Конституционное и муниципальное право», «Адвокат», «Право и образование», «Религия и право», «Юридическое религиоведение», «Юридический мир», «Право в Вооруженных Силах», «Армия», «Религиоведение», «Нравственные императивы в праве», «Heti vilaggazdasag», «Релiгiйна панорама», «Regent Law Review», «Regent Journal of International Law» и в других изданиях. Отдельные работы изданы на английском, испанском, венгерском, голландском, румынском, шведском, финском и украинском языках.

А.В. Пчелинцев является автором инновационной учебной программы «Юридическое религиоведение».

В качестве профессора преподает в различных университетах и религиозных образовательных учреждениях, заведует кафедрой права и церковно-государственных отношений Московской богословской семинарии ЕХБ.

Принимал участие в различных отечественных и международных конференциях и конгрессах, выступал с лекциями в университетах США, Франции, Испании, Финляндии, Швеции, Монголии.

Награжден медалями «За трудовое отличие», «В память 850-летия Москвы», «За безупречную службу» II и III степени, «70 лет Вооруженных Сил СССР», а также грамотами Министра обороны, Уполномоченного по правам человека в РФ, Федеральной палаты адвокатов, Адвокатской палаты г. Москвы.

За высокое профессиональное мастерство, безупречную деловую репутацию и приверженность идеалам чести и достоинства адвокатской профессии награжден знаком «Почетный адвокат России», юбилейным памятным знаком «150 лет Российской адвокатуре».

Имеет многочисленные отечественные и международные награды общественного признания.

Член Союза писателей России. Автор художественных книг «Суд и вера. Записки адвоката», «Последний бой подполковника Биронта», «Адвокат против фараона» и других произведений. Лауреат национальной литературной премии «Золотое перо Руси» и премии им. Вальтера Скотта.

Основные работы (монографии, учебники и пособия) А.В. Пчелинцева:

· Религия и права человека: на пути к свободе совести. – М., 1996, в соавт.

· Право не стрелять. Альтернативная гражданская служба. – М., 1997.

· Свобода совести и злоупотребление свободой массовой информации: защита чести, достоинства и деловой репутации. – М., 1998.

· Мировой опыт государственно-церковных отношений. Учебник. – М., 1999, в соавт.

· Судебная практика по делам, связанным с реализацией права на свободу совести и деятельностью религиозных организаций. – М., 2000, в соавт.

· Европейский Суд по правам человека: процедура и практика по делам военнослужащих. – М, 2001, в соавт.

· Религиозные объединения. Свобода совести и вероисповедания. Нормативные акты. Судебная практика. – М., 2001, в соавт.

· Религиозные объединения. Свобода совести и вероисповедания. Религиоведческая экспертиза. Нормативные акты. Судебная практика. Заключения экспертов. – М., 2006, 2009, 2012, в соавт.

· Настольная книга будущего адвоката. Пособие для подготовки к квалификационному экзамену на присвоение статуса адвоката. – М., 2007, в соавт.

· Свобода религии и права верующих в современной России. – М., 2007.

· Армии Спасения в России: история становления и опыт правовой защиты. – М., 2008.

· Энциклопедия законодательства о свободе совести и деятельности религиозных объединений: международный и российский опыт. Компакт-диск. – М., 2008, в соавт.

· Защита прав религиозных организаций при проведении проверок органами юстиции. – М., 2010, в соавт.

· Делопроизводство в религиозных организациях: Справочник. – М, 2010, 2012, 2016, в соавт.

· Защита прав религиозных организаций при проведении проверок. – М., 2011, в соавт.

· Свобода религии и убеждений: основные принципы (философия, законодательство, защита свободы совести). – М., 2010, 2012, в соавт.

Источник: http://www.sclj.ru/about/center/detail.php?ELEMENT_ID=1054

Анатолий Пчелинцев:

Анатолий васильевич пчелинцев

14 сентября в офисе церкви «Вифания» состоялась конференция на тему «Религия и право».

На встречу с пасторами церквей и христианами юристами приехал из Москвы один из руководителей Славянского правового центра, Почетный адвокат России, профессор Российского государственного гуманитарного университета, заведующий кафедрой права и церковно-государственных отношений Московской богословской семинарии ЕХБ, член Экспертного совета Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций Анатолий Васильевич Пчелинцев. Целью конференции было повышение уровня правовой грамотности священнослужителей, привитие навыков работы с законами и иными нормативными актами. Также освещалась тема введения в армии института военных священников. А, поскольку в нашей стране действуют церкви и религиозные организации разных конфессий, институт военных священников, по идее, должен включать в себя и служителей евангельских церквей.Данные и многие другие темы, важные для осуществления полноценного служения евангельских христиан обществу, рассматривались на прошедшей встрече.

Мы побеседовали с Анатолием Пчелинцевым, чтобы поближе познакомить вас с известным юристом, автором ряда книг и более 150 научных статей, главным редактором журнала «Религия и право».

– Анатолий Васильевич, как возникла идея создания Славянского правового центра?– Славянский правовой центр был создан в начале 1993 года. Но идея его создания возникла в 1990 году.

В то время я был кадровым военнослужащим и как ученый и специалист в области конституционного права был привлечен к работе Экспертного совета Верховного Совета СССР по вопросам религии и свободы совести. Там же я познакомился с Владимиром Ряховским, в прошлом судьей, который в то время защищал права верующих.

Именно тогда возникла идея создать юридический центр, который бы оказывал помощь верующим и религиозным организациям. Эта идея была реализована после моего увольнения с военной службы.

– Вероятно, в таком центре ощущалась необходимость?

– Да, нужда была большая. Конец 80-х и начало 90-х – это мощное духовное пробуждение в России при полной юридической неразберихе. Я в то время, будучи в звании подполковника юстиции, возглавлял Центр военно-правовых исследований Управления делами Министерства обороны СССР. На тот момент у меня было много публикаций по различным аспектам правового статуса военнослужащих, в том числе и по свободе совести.

– Вероятно, эта тема в Вашей жизни возникла не случайно?

– Конечно. Я воспитывался в евангельской семье. Обе бабушки и мама были баптистками. Их образ жизни всегда оставался для меня наглядным примером того, как надо жить по христианским заповедям. Тем не менее, я глубоко уважаю православную традицию. Помню, как в юности в обход заслона из комсомольских активистов пробирался на Всенощную службу на Пасху в храм и попадал в другую жизнь. Красота православного служения всегда завораживала.

– А когда пришло убеждение в том, что Бог реален?

– Наверное, в феврале 1974 года. Я служил в спецназе ВДВ. Во время учений мы прыгали с парашютом с высоты 1200 метров. Однако мой парашют не раскрылся. Мне удалось открыть запасной парашют, но и он запутался в стропах, и меня ждала неминуемая гибель. И только перед самой землей под мощным потоком воздуха запасной парашют открылся наполовину, что погасило скорость падения (а это около 50 метров в секунду). Я упал в глубокий снег на склон оврага. Это меня спасло. Конечно, были травмы, но я остался жив. Этот случай заставил меня серьезно задуматься о смысле жизни. Мне было 19 лет, и ситуация, когда ты реально оказываешься между жизнью и смертью, бесследно не проходит. Тогда я понял, что, если Бог сохранил мне жизнь, значит, я Ему нужен.

– А Вы тогда не пытались начать служение Богу?

– Дело в том, что осенью того же года я поступил учиться на военно-юридический факультет Московского Военного института. Учился отлично, занимался спортом. В 1976 году в составе сборной команды Военного института стал серебряным призером чемпионата Вооруженных Сил СССР по гандболу. Мне дали увольнительную на три дня, и я поехал в Загорск, ныне Сергиев Посад, в духовную семинарию. Там я подошел к одному старцу и говорю: «Отец, у меня нужда есть, хочу здесь учиться». Он удивленно посмотрел и спрашивает: «А ты кто такой и откуда?». Я сказал, что курсант Военного института. И он произнес такую фразу: «Оставайся в том звании, в котором ты призван, Бог все усмотрит». Тогда я не понял смысла этих слов. И еще старик сказал: «Не делай этого. Тебя ни сюда не примут, ни назад не пустят, если узнают, что у тебя есть такие настроения». Он был мудрым человеком.

– Но духовный поиск уже начался…

– Конечно. Тогда Библия была в большом дефиците, и я начал изучать Библию по атеистической литературе, в которой она критиковалась. В этой критике имелись ссылки на библейские стихи, которые я выписывал в отдельную тетрадь. Кстати, у моей мамы имелся переписанный ею от руки Новый Завет. Я его храню как память.

– Я знаю, что после окончания Военного института Вы служили в военной прокуратуре. Были дела в отношении верующих?

– Иногда верующие военнослужащие попадали в поле моего зрения. Однажды мне пришлось разбираться с солдатом срочной службы, который отказывался принимать военную присягу. Это был 1983 год. Я с этим солдатом долго беседовал, пытаясь его понять. Он выглядел, как воробей: шейка тонкая, щупленький. Но паренёк настолько убедительно говорил, что я был потрясен силой его духа. Он не боялся, что против него возбудят уголовное дело. Я сидел напротив него и понимал, что его веру не сломить ничем. И тогда я связался с командиром и предложил: «Раз он не может принимать присягу, но не отказывается служить, давайте мы его направим в подразделение, где не требуется ношение оружия». И его направили на приусадебное хозяйство. Туда, кстати, направляли только дисциплинированных и усердных ребят.

– Расскажите о своей научной работе.

– Работая над диссертацией, я изучал историческую литературу. Именно тогда начал писать статьи в защиту прав верующих военнослужащих. После защиты диссертации в 1987 году  мне предложили работать в Управлении делами Министерства обороны. А в 1989 году параллельно пригласили в Верховный совет СССР нового созыва в качестве эксперта по вопросам свободы совести, хотя политработники меня обвиняли в реставрации «поповщины». Но сделать  со мной ничего не могли, потому что к тому времени я имел статус эксперта Верховного совета СССР. Позже я выступил с инициативой принятия закона об альтернативной гражданской службе и даже написал проект закона. Он был взят за основу Верховным Советом.

– Что побудило Вас уйти с военной службы?

– Неудовлетворенность. Армия стремительно теряла авторитет. Дошло до того, что на улице нельзя было показываться в военной форме. Но решающим фактором стал расстрел российского парламента в1993 году. Я подал рапорт об увольнении. В это же время началась работа Конституционного совещания по выработке новой Конституции Российской Федерации, куда меня пригласили как специалиста по конституционному праву. Конституционное совещание делегировало меня в состав Рабочей группы по доработке проекта Конституции. В течение трех месяцев мы сидели в кабинете главы Администрации Президента РФ и работали над проектом. Это было интересное время, и люди вокруг были весьма интересными.

– В чем Вы видели свою задачу, работая в столь высоких инстанциях?

– Свою задачу видел, в первую очередь, в том, чтобы вопросы свободы совести были отражены надлежащим образом. Сегодня я горжусь, что эти вопросы прописаны в Конституции России очень неплохо и она реально защищает свободу мировоззрения, заставляя не в меру ретивых и заевшихся чиновников оглядываться на требования Основного Закона государства.В том же году мы учредили СПЦ как некоммерческое партнерство, позже создали одноименное адвокатское бюро. В 1994 году учредили Институт религии и права, а затем и журнал «Религия и право». За это время мы провели десятки различных конференций в разных регионах страны, участвовали во многих судебных процессах в качестве адвокатов, написали и издали более тридцати наименований книг. Кроме того, мной был разработан авторский вариант научной и учебной дисциплины «Юридическое религиоведение», который сегодня читается во многих светских и духовных учебных заведениях.

– Вероятно, Вас приглашают и зарубежные университеты.

– Да, я читал лекции на тему «Религия и право» в университетах США, Франции, Испании, Финляндии. Только что вернулся из Монголии. Сейчас имею приглашение прочитать такой курс в одном из университетов Южной Кореи. Многие мои публикации переведены и изданы за рубежом.

– Удивительно, ведь в этих странах о свободе совести не только говорят.

– Отечественная теоретическая мысль в сфере государственно-конфессиональных отношений сегодня достаточно продвинута, и с ней считаются за рубежом. И это несмотря на то, что в советский период тема религиозного права была в забвении. За последние годы защищены десятки диссертаций, появилось много интересных ученых.

– По каким направлениям сейчас действует Славянский правовой центр?

– Просвещение, административная и судебная защита, участие в законотворческом процессе.

– Помимо СПЦ в этой области еще кто-то работает?

– Безусловно. Во всех крупных централизованных религиозных объединениях разных конфессий созданы юридические отделы либо сектора. Имеются независимые региональные центры и институты. Кроме того, в ВУЗах читаются соответствующие курсы. Со многими мы сотрудничаем.Если говорить о евангельских христианах юристах, то сегодня  они работают в разных областях – судах, полиции, прокуратуре, адвокатуре, нотариате, в агентствах по недвижимости и т. д. Среди них есть немало преподавателей с учеными званиями и степенями. 

– А как Вы оцениваете отношение общества к протестантам на современном этапе?

– Сейчас отношение к евангельским церквям иное, нежели 10 лет назад. Стало гораздо меньше «антисектантских» публикаций, потому что все обвинения, предъявляемые протестантам, не подтверждаются фактами. Люди смотрят на реальные дела евангельских церквей, а плоды деятельности этих церквей очень позитивные. Но сопротивление было и будет. И Кубань не является исключением. Кстати, казаки ведь были не только православными, но и евангельскими христианами. Это исторически известно.

– Не секрет, что демографическая ситуация в стране очень сложная. Как Вы думаете, что может спасти Россию?

– Спасти Россию может только ответственность за судьбу Отечества прежде всего высших должностных лиц государства и лично каждого гражданина. Добросовестная работа, культ большой семьи, здоровый образ жизни, забота о ближнем и прочие принципы, которые отличают искренне верующих людей. Только это спасет Россию. И это относится ко всем конфессиям, а не только к христианам.

– Большое спасибо. Хочется верить, что так и будет.

Беседовала Елена ДОЛАКОВА

Источник: http://cgazeta.ru/2011/17/428-anatolii-pchelincev-sovboda-sovesti.html

Анатолий Васильевич Пчелинцев: «О конституции, спорте и немного о жизни…»

Анатолий васильевич пчелинцев

Анатолий Васильевич ПЧЕЛИНЦЕВ родился в Нижнем Ломове. Учился в средней школе № 4. В 1978 году окончил военно-юридический факультет Московского военного института. Проходил службу на прокурорско-следственных должностях, а также в Управлении делами Министерства обороны.

После увольнения в 1993 году из Вооружённых Сил посвятил себя адвокатской и научной деятельности. Награждён знаком «Почётный адвокат России». Доктор юридических наук. Профессор Российского государственного гуманитарного университета. Автор и соавтор 17 книг. Главный редактор журнала «Религия и право».

Почётный доктор ряда зарубежных университетов. Выступал с лекциями в университетах США, Франции,Испании, Монголии, Финляндии и других. Увлечения: фотография, рыбалка, спорт. Шестикратный чемпион России, победитель и призёр международных соревнований по лёгкой атлетике среди ветеранов спорта.

Сегодня он – гость нашей редакции.

– Анатолий Васильевич, несмотря на то, что Вы давно уже москвич, Вас часто можно видеть в Нижнем Ломове.

– Да, приезжаю несколько раз в году, обычно на несколько дней, чтобы подышать родным воздухом. Для меня это абсолютно необходимо, что-то вроде энергетической подпитки.

Побродить по улицам родного города, навестить братьев и родственников, заглянуть на базар в молочные ряды (квас и ряженка там потрясающе вкусные), пройтись с удочкой вдоль Мокши, окунуться в родниковую воду… Если на стадионе футбол, то обязательно болею за нижнеломовцев.

– Расскажите о своих родителях, вырастивших такого замечательного сына.

– Мама Анна Васильевна родом из села Кувак-Никольское, отец Василий Семёнович – из села Ляча Наровчатского района. Их юность выпала на тяжёлое время – годы войны.

Мой дед по маминой линии – Василий Иванович – с первых дней войны ушёл на фронт, бабушка с утра до ночи работала в колхозе. Маме к началу войны исполнилось 14 лет, и она была старшей в многодетной семье.

На её детские плечи легла ответственность за младших братьев и сестёр. Она рассказывала, как они бороновали землю, запрягаясь в плуг, голодали, ели лебеду…

Мама проработала много лет поваром в городской больнице и в детском саду ЭМЗ, папа был водителем в городской пожарной охране, занимался пчеловодством. Это были простые, честные и скромные люди. К сожалению, сегодня их уже нет рядом с нами.

– Вы принимали участие в подготовке действующей Конституции России. В 20-томном издании стенограммы Конституционного совещания Ваша фамилия упоминается более 50 раз! Как Вы попали в эту команду?

– К тому времени, а это шёлл 1993 год, у меня было много публикаций по конституционному праву и теории прав человека.

Я преподавал право в Военной академии экономики и права (сейчас это Военный университет) и являлся экспертом российского парламента.

Неожиданно на имя начальника академии пришла телеграмма от имени главы государства Б. Н. ЕЛЬЦИНА – срочно откомандировать меня в Конституционное совещание.

Уже участники Конституционного совещания путём ания выбрали меня в рабочую комиссию по доработке проекта Конституции. В эту комиссию входили многие известные политики и учёные.

Три месяца мы сидели в кабинете главы администрации Президента России Сергея Александровича Филатова и успешно закончили этот непростой труд. А 12 декабря состоялось всенародное ание по Конституции.

Я горжусь, что в действующей Конституции есть доля и моего труда.

– Почему Вы уволились из Вооружённых Сил, ведь открывались новые перспективы?

– В жизни у каждого наступает момент истины. Я понял, что надо что-то менять в жизни. Военная служба – это весьма специфическая сфера человеческой деятельности. Человек в ней как винтик. Всякое вольнодумие пресекается на корню.

Как учёный я публично высказывал достаточно неординарные идеи, которые не всегда встречали понимание, хотя время всегда показывало правоту моих научных выводов. Поэтому мне было тесно в рамках военной системы, и я написал рапорт на увольнение. Меня ещё долго не увольняли. Предлагали разные должности.

Но, в конце концов, я добился своего и в 38 лет в звании подполковника юстиции вышел в запас. О принятом решении никогда не жалел.

Но это не означает моего негативного отношения к военной службе. Я убежден, что эту школу должны пройти все молодые люди.

– Получается, вы вольнодумец?

– Всякий учёный является таковым. Такова логика. Мне нравится лозунг, который я прочитал ещё в юности: «Встань на заре свободным от забот и иди искать приключений; пусть жизнь твоя станет спортом, а не ремеслом».

Однако сказать, что и сейчас я полностью свободен, не могу. Свобода – это состояние духа, а не только внешние обстоятельства. У меня много обязанностей и много адвокатских дел в разных регионах страны. Некогда расслабиться.

Поэтому Нижний Ломов, наверное, единственное место на земле, где я свободен от забот.

– Однако многие жители, особенно молодёжь, отсюда уезжают. Они готовы поменять, как Вы говорите, свободу на заботу.

– Это закономерно. Если бы люди в Нижнем Ломове имели достойную работу и зарплату, то многие не искали бы счастья в больших городах, а те, кто не уехал, не пили бы горькую.

Кому нравится давиться по утрам в душном метро, вечно куда-то спешить, перекусывая всухомятку на бегу, жить на съёмных квартирах? В маленьких городах жизнь совсем иная, более спокойная и размеренная.

Что касается культурных ценностей, то современные средства коммуникации делают их доступными для всех желающих. Для этого не обязательно жить в большом городе.

– Коль скоро Вы упомянули спорт, давайте поближе коснёмся этой темы.

– Я убеждён, что молодые люди должны активно заниматься спортом. Он серьёзно дисциплинирует, отвлекает от вредных соблазнов и помогает в жизни. В Ломове сложились замечательные школы бокса и самбо. Сейчас формируется своя школа плавания. К сожалению, утратила позиции лёгкая атлетика.

А ведь когда-то секция по лёгкой атлетике под руководством тренера Вячеслава Дмитриевича ЧАЛЫШЕВА была очень популярна среди молодёжи. Сейчас же на городском стадионе даже нет нормальной прыжковой ямы и сектора для метаний.

А беговая дорожка, увы, асфальтовая… Это о многом говорит.

Кстати, установленные мной рекорды района в тройном прыжке – 13 метров 20 сантиметров, прыжке в длину – 6 метров 47 сантиметров, в беге на 110 метров с барьерами – 16,2 секунды, – насколько мне известно, не побиты до сих пор. Мой брат Сергей прыгал на 1 метр 98 сантиметров в высоту.

Замечу, эти рекорды были установлены нами в возрасте 17 лет, они и сейчас смотрятся весьма и весьма неплохо. Если кто-то побьёт хоть один из этих рекордов, то обещаю в подарок юному рекордсмену импортную экипировку.

Лично мне спорт и сейчас помогает идти по жизни. Я регулярно тренируюсь, участвую в различных соревнованиях.

– В своё время Вы активно выступали за то, чтобы вернуть улицам нашего города исторические названия. Своё мнение не поменяли?

– Наоборот, ещё больше укрепился в том, что это необходимо делать. Давайте будем честными перед собой. Разве улицы Урицкого, Свердлова, Маркса, Люксембург и прочие отвечают историческим традициям нашего города, который основан в 1635 году? Почитайте по этому поводу книги замечательного нижнеломовского историка и писателя Евгения Саляева.

Куда милее и ближе сердцу прежние названия Архангельская, Пушкарская, Крестовоздвиженская, Воскресенская. Не мешало бы увековечить в памяти и имя нашего известного земляка Ксенофонта Селунского, который в составе Пензенского ополчения входил в Париж.

Для начала необходимо хотя бы под нынешними названиями улиц на самых видных местах сделать таблички с их прежними именами и необходимыми пояснениями.

– Спасибо за беседу и желаем Вам удачи!

– Сердечно благодарю. В свою очередь хочу поздравить дорогих земляков с приближающимся Днём города. А всем здравствующим учителям и наставникам – низкий поклон!

Нижнеломовская районная газета «Куранты-Маяк»

Источник: https://afmedia.ru/node/311

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.