Банкротство туроператора страховая компания

Содержание

Страховка от банкротства туроператора: как обезопасить

Банкротство туроператора страховая компания

В последнее время туроператорывсе чаще не выдерживают конкуренции и заявляют о своей неспособности и далее вести дела на рынке туристических услуг. В связи с этим важно понимать, существует ли страховка от банкротства туроператора, и как ее получить.

Причины ухода туроператоров с рынка

Особенно урожайным на закрытие туристических компаний стал 2014 год. Основной причиной можно назвать спад интереса к данной сфере. Сложившаяся ситуация стала напоминать замкнутый круг: турфирмы закрываются, потребители теряют к ним доверие и занимаются планированием путешествий самостоятельно, в результате чего турфирмы закрываются.

Как полагают сами туристические компании, причин вызвавших такую ситуацию в стране, три:

  1. Спад покупательской способности.
  2. Рост курса валют.
  3. Ограничения на пересечение границы для различных категорий граждан.

По данным статистики, потери платежеспособных клиентов в данной сфере составили 15 % от общего числа путешествующих граждан.

Во многом эта цифра, по мнению туристических компаний, зависит от политической ситуации. Чиновники же, в свою очередь, не перестают обвинять сами компании в построении мошеннических схем. Как бы там ни было, страдает все равно турист.

Как работает закон

С точки зрения государственного влияния, также имеется ряд тормозящих развитие данной сферы причин:

  1. Низкое финансовое обеспечение компаний.
  2. Замедленный процесс механизма финансовых гарантий.
  3. Отсутствие законов, регулирующих туристический бизнес.

Как выглядит ситуация на практике? Очень просто – вы покупаете путевку, оплачиваете стоимость всего, и в этот момент узнаете, что ваш оператор – банкрот. Самое время наступить тому самому страховому случаю, но оказывается, что это может произойти только в день начала тура, и вам просто приходится ждать наступления этого дня.

Если же банкротство компании застало вас уже во время отдыха, а деньги за обратный перелет перечислены еще не были, тогда есть все шансы, что платить вам придется дважды.

Как обезопасить себя от банкротства туроператора

Страхование от банкротства туроператора, конечно же, в нашей стране предусмотрено. Такой вид услуг может предложить «Росгосстрах» или «Ингосстрах». Данный полис, безусловно, защитит от непредвиденных обстоятельств, но только если у вас уже есть подписанный с туроператором договор и счет об оплате его услуг. Дополнительно обратите внимание на следующие обстоятельства:

  1. Туристическая компания сама должна быть застрахована. Договор, удостоверяющий данный факт, должен быть действительным и не истекать во время вашей поездки. Если же дата выпадает как раз на то время, когда вы будете за рубежом, подыщите другую компанию. Если сомнения вызывает страховщик, проверьте его благонадежность. Кроме того, ваш туристический посредник должен числиться в Едином государственном реестре.
  2. Внимательно вчитывайтесь в ваш турдоговор. В нем должна быть указана сумма страховки, размер покрытия и ваши действия в случае наступления того самого страхового случая. Сохранить этот документ вы должны до конца своего путешествия. Если возникли вопросы, выясняйте их сразу на месте. За 24 часа до вылета вы должны получить от турфирмы ваучер с бронью отеля и билеты на самолет. Обратите внимание – именно билеты, а не подтверждение, чек или маршрутную квитанцию.
  3. Страховка от невыезда. Именно данный полис обеспечивает вам компенсацию в случае возникновения проблем с вашим турагентом. Ее стоимость невысока, а наличие страховки дает вам гарантию, что средства вы получите даже в том случае, если отправиться в путь у вас просто не получится по субъективным причинам. Иногда такой полис покупается вместе с путевкой. Если нет, тогда обратитесь в страховую компанию, которой вы доверяете.
  4. Читайте отзывы на сайте компании. Иногда там можно почерпнуть очень много полезной информации.

Самый действенный способ – это, конечно же, заняться планированием отпуска самостоятельно. Так вы сможете сами проложить маршрут следования к пункту вашего назначения, выбрать понравившийся отель, дату, перевозчика.

Таким способом вы еще и деньги сэкономите, поскольку услуги туристических компаний, как правило, обходятся недешево.

И последнее: ни в коем случае не путайте страховку, которую предусматривают визовые правила, и ту, которой вы оберегаете себя от неблагополучных операторов.

Банкротство туроператора:

Источник: https://probankrotstvo.com/procedura-bankrotstva/straxovka-ot-bankrotstva-turoperatora.html

Исход один: больше половины туроператоров могут покинуть рынок в 2022 году

Банкротство туроператора страховая компания

Страховые компании намерены прекратить работать с туроператорами с 2022 года, сообщили «Известиям» во Всероссийском союзе страховщиков. Это означает, что поставщики туристических услуг по формальным основаниям будут массово исключаться из единого реестра туроператоров.

Спасти индустрию, по словам страховщиков, может гарантийный фонд, создание которого предусматривает законопроект об электронной путевке. Между тем отзывы крупных компаний и отраслевых объединений относительно планируемого нововведения негативные. «Известия» разбирались в ситуации.

Перезагрузка необходима

Всероссийский союз страховщиков принял решение отказаться от страхования ответственности туроператоров по истечении срока действия постановления правительства № 1073, которое устанавливает условия переноса туров, реализованных туроператорами до 31 декабря 2021 года, и порядок возврата средств гражданам.

Об этом «Известиям» сообщила председатель комитета по вопросам страхования в сфере туризма Всероссийского союза страховщиков, исполнительный директор страховой компании ERV Юлия Алчеева.

Это значит, что в 2022 году компании будут массово исключаться из единого реестра туроператоров, если не смогут выполнить требование Закона РФ о фингарантиях, продлив договор страхования финансовой ответственности, либо заручиться банковской гарантией, либо сформировать достаточный объем ФПО.

Банковские гарантии получить на практике почти невозможно.

А взносы в фонд персональной ответственности в «Турпомощи» должны составлять не менее 7% от общей цены проданного туристского продукта в сфере выездного туризма за предыдущий год.

Для крупных и средних туроператоров это является практически невыполнимым условием, а у мелких компаний получаются несерьезные суммы. Ясно, что рынку необходим альтернативный механизм обеспечения ответственности.

Такой весомый аргумент в пользу принятия законопроекта об «Электронной путевке» и создания гарантийного фонда туроператоров привела на недавней конференции, посвященной проекту, вице-президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Светлана Гусар.

Эксперт напомнила, что сейчас страховые компании выступают держателями 90% всего объема ответственности туроператоров и несут очень большие риски. В 2020 году заключено 5 тыс. договоров с лимитом ответственности 19 млрд рублей. При этом емкость этого вида страхования оценивается всего лишь в 300 млн рублей.

Таким образом, если такой размер совокупной ответственности обернется реальными возмещениями, для рынка это станет катастрофой.

Предупрежден — значит защищен

«Да, мы предлагаем реформировать механизм финансовых гарантий исполнения туроператором обязательств перед своими клиентами. Необходимо уходить от модели «нет договора страхования — нет места в реестре».

Инструменты фингарантий нужно менять, они должны быть многоуровневые, и самое главное — не только на бумаге, но и на практике», — заявила в беседе с «Известиями» председатель комитета по вопросам страхования в сфере туризма Всероссийского союза страховщиков, исполнительный директор страховой компании ERV Юлия Алчеева.

В 2018 году, после ухода с рынка туроператоров «Натали Турс» и «Росстур», страховщики говорили о том, что будут нацеливаться на уход с туристического рынка.

«Мы все занимаемся бизнесом, а бизнес должен приносить прибыль. А мы несем убытки из года в год и не видим перспектив.

Если для страховщиков слишком высоки риски, они либо добиваются изменений условий страхования, либо, в отсутствии таковых, уходят с рынка», — говорит Алчеева.

Пандемия никаких новых проблем не выявила, а лишь обострила старые. ВСС еще весной направил обращение на имя главы правительства Михаила Мишустина, в котором известил о намерении прекратить страхование туроператоров к началу 2022 года, по истечении срока действия постановления правительства № 1073.

«Речь, конечно, не идет о том, что сразу ни один страховщик не будет работать с турбизнесом, но дефицит будет колоссальный. Сейчас 4–5 страховщиков страхуют компании, консолидирующие наибольшие объемы», — объясняет Алчеева.

Искать компромисс

Между тем уход даже одного-двух страховщиков может привести к краху в целом системы страхования ответственности туроператоров. Поэтому чем быстрее будет принят законопроект, предусматривающий создание гарантийного фонда, тем больше будет времени на то, чтобы адаптироваться к новым условиям.

Эксперты не сомневаются: рынку необходимы прозрачные и отлаженные механизмы, которые будут обеспечивать его устойчивость. Страховые компании уже взяли на себя повышенные риски, но бесконечно делать это на имеющихся условиях, безусловно, не готовы.

По словам экспертов страхового рынка, нигде в мире на страховщиков не возлагают полного возмещения ущерба туристам в случае банкротства туроператора.

Очень хороший пример — ATOL в Великобритании, через который вернули деньги практически всем пострадавшим от разорения Thomas Cook.

И сейчас в условиях пандемии в Европе продумывают альтернативу привычному процессу страхования, что говорит о том, что проблема актуальна не только для России.

По словам страховщиков, создание гарантийного фонда, в который туристы, покупая тур, будут отчислять определенные суммы, неплохая альтернатива. К тому же с такой моделью туристы будут защищены максимально и гарантированно.

Сейчас же то не хватает денег из-за огромного ущерба, превышающего страховую сумму, то туроператор уходит с рынка без права на страховую выплату, то страховщики не могут исполнить обязательства из-за надзорных ограничений ЦБ по причине отзыва лицензии.

https://www.youtube.com/watch?v=bk4A5XdDq5g

Плюс надо понимать, что предлагаемый фонд имеет госгарантии по аналогии с АСВ (Агентство по страхованию вкладов) и ДОМ.

РФ, а это значит, что его емкость всегда будет достаточной не только за счет отчислений за тур.

К тому же «Электронная путевка» даст страховой компании возможность адекватно оценить риски банкротства туроператора. Сейчас оценить уровень убыточности туристической отрасли непросто.

«Рынок хочет безусловных гарантий, но с критикой принимает создание регулирующей цифровой системы. Но в любом случае, если имеющиеся механизмы малоэффективны и так на протяжении более чем 10 лет, нужно двигаться дальше, формировать эффективные модели, снижать нагрузку на страховой и турбизнес, не ставить их в зависимость друг от друга», — убеждена Алчеева.

Туманно и несвоевременно

Идея гарантийного фонда, нашедшая горячую поддержку со стороны страхового сообщества, в очередной раз вызвала негодование турбизнеса. Участники отрасли отметили несвоевременность принятия этого закона и указали на недоработки в предлагаемом механизме.

Так, в случае утверждения документа взносы в гарантийный фонд с каждого тура придется платить всем компаниям, при этом риски у выездных туроператоров и игроков въездного и внутреннего туризма имеют совершенно разный вес.

К тому же введение электронной путевки сейчас приведет к увеличению нагрузки на и без того ослабленный турбизнес.

Заместитель гендиректора TUI Россия Александр Сирченко заявил, что турбизнес категорически против поспешного принятия решения о введении «Электронной путевки». Без тщательного просчета финансово-экономических и социальных последствий введения ЭП, без учета мнения турбизнеса по этому вопросу делать этого нельзя.

Процесс введения ЭП, по словам Сирченко, потребует со стороны туроператоров дополнительных финансовых затрат и человеческих ресурсов на обеспечение интеграции информационных систем, на заведение и передачу необходимой информации и многое другое.

Возложение дополнительной финансовой нагрузки на бизнес в условиях пандемии и выхода из нее неприемлемо и может привести к негативным экономическим последствиям, убежден Сирченко.

«В части поправок, внесенных ко второму чтению, в соответствии с которыми предлагается ввести новый механизм финответственности туроператоров — создать некий гарантийный фонд, формируемый за счет туристских взносов, — должен отметить, что в предложенном виде этот механизм неприемлем.

Почему деньги, собранные с туристов в гарантийный фонд, должны идти не только на защиту их прав, но еще и на инвестиции в никому непонятные инвестиционные проекты? Но что может быть с инвестициями, мы все понимаем.

И как тогда будут защищены права туристов? Тем более что контроль за этим гарантийным фондом поправками предлагается возложить на коммерческую организацию», — говорит Сирченко.

С учетом того что функционал «Электронной путевки» и действующего механизма финобеспечения в большей степени относится к государственным услугам, турбизнес предлагает, чтобы контроль и надзор за данными механизмами осуществляло государство в лице уполномоченного федерального органа власти — Ростуризма.

Сирченко рассказывает, что за последние годы существующий механизм защиты прав туристов и финобеспечения туроператорской деятельности в значительной степени показал свою эффективность.

«Вместе с тем мы понимаем, что назрели новые задачи и проблемы и действующий механизм требует совершенствования.

Но не надо ломать то, что пока работает и обеспечивает защиту прав туристов, и поспешно предлагать непонятный, непрозрачный механизм гарантийного фонда», — заявил Сирченко.

Сергей Шпилько, почетный президент Российского союза туриндустрии, придерживается схожего мнения.

Эксперт напоминает, что туроператоры уже платят в два фонда «Турпомощи»: резервный, предназначенный для финансирования эвакуации организованных туристов, и фонд персональной ответственности, чтобы «подчищать» ситуацию за страховщиками, когда их средств для покрытия ущерба от несостоявшихся поездок не хватает. «Сколько еще нужно фондов создать?» — задается вопросом Шпилько.

Да, существующая система финансового обеспечения ответственности туроператоров на базе «Турпомощи» нуждается в совершенствовании. И Ростуризм над этим вопросом работает, говорит Шпилько.

Сам себе страховщик

Шпилько предлагает задуматься о том, почему ВСС просит запретить страхование ответственности туроператоров.

«Казалось бы, не хочешь — не страхуй. Но дело в том, что страхование ответственности туроператоров в сфере въездного и внутреннего туризма стоит копейки и фактически безрисковое. Сколько-нибудь массовых потребительских конфликтов в сфере внутреннего и въездного туризма испокон века не было.

Тем более таких, как на выездном чартерном рынке с десятками тысяч туристов, застрявших за рубежом. В этом секторе предпринимательские и, соответственно, потребительские риски в последние годы выросли в связи с участившейся практикой запретов со стороны государства на поездки через туроператоров, расплачиваться за которые закон предписывает тем же туроператорам.

Такое распределение ответственности надо менять», — говорит Шпилько.

Страховщики не отказываются страховать ответственность туроператоров, иначе бы в этом году не было бы заключено, по данным того же ВСС, 5 тыс. договоров на сумму 19 млрд рублей. И это в условиях беспрецедентного кризиса, говорит Шпилько.

Просто страховщики, по мнению Шпилько, прежде всего заинтересованы в страховании выезжающих за рубеж. А туроператоры нередко предлагают этот вид страхования с более рискованным страхованием ответственности.

И чтобы лишить их этой законной возможности, часть страховщиков во главе с ВСС пытаются навязать запрет на страхование ответственности туроператоров другим страховым компаниям.

И лишить возможности соответствующего финансового обеспечения туроператоров.

«То, что сами страховые компании лопаются чуть ли не чаще туроператоров, при этом во внимание не берется.

Напомню, после банкротства в 2016 году страховой компании «Универс-Гарант» без уже оплаченной страховки осталось 119 туроператоров, после банкротства «Якоря» в 2018 году — 450 компаний, а в прошлом году после ухода с рынка НАСКО — 111 туристских компаний.

И то, что никто за это не ответил, никто ничего турфирмам не компенсировал, говорит и об уровне ответственности части страховщиков, и об уровне эффективности регулирования страхового бизнеса в России», — рассуждает Шпилько.

Александр Байбородин, руководитель компании «Юристы для турбизнеса «Байбородин и партнеры», напоминает, что опасения страховщиков в части страхования ответственности туроператоров имеют место уже давно.

В первую очередь по причине непрозрачной, по мнению страховщиков, деятельности туроператоров.

Вместе с тем, предоставление туроператором страхования ответственности часто идет в сочетании с медицинской страховкой для туристов этого туроператора, что дает хорошо заработать на полисах ВЗР.

«Полный уход от страхования ответственности сильно поменяет этот рынок. Сама по себе идея гарантийного фонда не нова и за последние 10 лет неоднократно всплывала в разных вариациях на разных площадках.

На мой взгляд, она имеет право на жизнь, но чтобы оценить текущую версию, необходимо как минимум увидеть от разработчиков этого проекта конкретные цифры — размеры отчислений, стоимость использования и т.д.

», — заявил Байбородин.

На данный момент высока вероятность того, что закон будет принят именно в таком виде, говорят эксперты. Дата рассмотрения пока не определена. Но, как ожидается, оно может состояться в ближайшее время. В любом случае туристическую отрасль ожидает реформа механизма страхования или оформления банковской гарантии.

Источник: https://iz.ru/1091267/aleksandra-polianskaia/iskhod-odin-bolshe-poloviny-turoperatorov-mogut-pokinut-rynok-v-2022-godu

Что такое страхование профответственности туроператора и как вернуть деньги за турпутевку в случае банкротства

Банкротство туроператора страховая компания

» Страхование ответственности » Профессиональная ответственность

Как оказалось, для того чтобы хорошо провести отпуск, недостаточно определиться маршрутом и накопить нужную сумму.

В последнее время участились случаи банкротства туристических фирм.

Причины могут быть разные, от банального мошенничества до неудачной торговой стратегии, выбранной организацией, ненадёжных партнёров или неоправданного риска.

Многие эксперты говорят, что фактически сейчас в России туристический бизнес убыточен.

Война скидок, обусловленная плотной конкуренцией, только подливает масла в огонь: фирмы устанавливают демпинговые цены и, можно сказать, доплачивают клиенту за услугу.

Причины банкротства турфирм

Причиной банкротства нередко бывают слишком жёсткие условия, прописанные в контрактах, заключаемых туроператорами со своими партнёрами.

Соглашения с отелями и авиакомпаниями заключаются задолго до того, как наступает туристический сезон.

И часто оператор обязан оплачивать все забронированные номера и авиабилеты вне зависимости от того, удалось ли ему набрать нужное количество клиентов.

К тому же неожиданно может выясниться, что авиасообщение в Европе отсутствует в связи с извержением вулкана в Исландии, в Египте революция, а в Таиланде наводнение. И всё. Оплата совершена, а попасть на отдых клиент не может.

Наилучший способ обезопасить свой отпуск в нынешней ситуации – распланировать отдых самому, не прибегая к услугам туроператоров.

Займитесь сами бронированием номера в гостинице, закажите себе билеты, экскурсии, места в группе гида.

Не забудьте о покупке страховки на период отпуска, постарайтесь включить в неё максимальное число рисков, в зависимости от особенностей выбранного вами региона.

Узнайте подробности о медицинском страховании выезжающих за рубеж.

Информация об оформлении страховки для шенгенской визы ЗДЕСЬ.

Полезные советы о страховании путешественников выезжающих за рубеж:
//vzr/v-info/puteshestvennik.html

Обязательное страхование ответственности туроператоров

В 2007 году был наконец принят закон N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ», позволяющий отчасти защитить туристов в случае банкротства туроператора.

Статья 17 данного закона гласит, что каждый туроператор должен иметь финансовое обеспечение в виде: либо договора страхования ответственности, либо банковской гарантии.

Данное финансовое обеспечение гарантирует возврат денежных средств каждому туристу за оплаченные, но не оказанные туроператором услуги.

Страховая компания в которой застрахована ответственность туроператора обязана по письменному требованию туриста в течении 30 дней возместить ущерб, который был нанесен в результате неисполнения туроператором обязательств по договору.

Но следует иметь ввиду, что при наступлении страхового случая возмещать ущерб страховая компания обязана лишь в рамках размера финансового обеспечения.

Размер финансового обеспечения туроператоров не может быть менее:

  • 500 тыс.руб. — для внутреннего или въездного туризма;
  • 30 млн.руб.– для выездного туризма, (при реализации менее 250 млн.руб./год) и12% объема денежных средств, полученных от реализации (при реализации более 250 млн. руб./год)

То есть, чем крупнее туроператор, тем больше размер финансового обеспечения, но в любом случае ответственность застрахована в размере не более чем 12% от реализованных за год турпутевок.

Как вернуть деньги за турпутевку если пришло известие о банкротстве туроператора

Настоятельно рекомендуем не затягивать вопрос со сбором документов.
Узнайте из договора на оказание туристических услуг, кто является страховщиком (или гарантом) данной турфирмы и срочно направляйтесь туда с требованием о возврате денежных средств.

В требовании следует указать:

  • ФИО туриста;
  • номер и дату договора на оказание туристических услуг;
  • наименование туроператора или турагента;
  • реквизиты документа о финансовом обеспечении туроператора;
  • информацию о фактах, свидетельствующих о неисполнении туроператором (турагентом) обязательств по договору;
  • ссылку на обстоятельства, послужившие причиной обращения туриста к страховщику или гаранту (в данном случае банкротство);
  • размер денежных средств, подлежащих возмещению.

К требованию турист должен приложить следующие документы:

  • копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность;
  • копию и оригинал договора на оказание туристических услуг;
  • подтверждающие документы (чеки, выписки, авиабилеты и пр.), которые свидетельствуют о понесенном ущербе.

В случае, если финансовое обеспечение предоставляет не страховщик, а банк по банковской гарантии, это необходимо указать в требовании и предоставить копию документа, свидетельствующего об отказе туроператора в добровольном порядке удовлетворить требование о возмещении реального ущерба.

Все эти действия Вы совершите после возвращения домой.

А что делать, если весть о банкротстве турфирмы застала вас за границей

В этом случае должна помочь «Турпомощь». В это объединение с 2013 года обязаны входить все турфирмы.

https://www.youtube.com/watch?v=NgB-67AP830

Ежегодный взнос в этот компенсационный фонд для них составляет 0,1% от оборота, но не менее 100 тыс.руб.

Туристам обанкротившейся фирмы оплатят проживание в отеле до дня вылета, доставят на Родину и предоставят необходимые услуги из средств фонда. Этих действий стоит ожидать от «Турпомощи» в течении 24 часов, в течение которых рассмотрят обращения туристов по горячим линиям и будет принято решение о содействии.

Вот телефоны, которые могут вам пригодиться:
+7 (495) 607-39-49; +7 (495) 607-34-77 (горячие линии администрации Ростуризма);
+7 (495) 607-77-71 (объединение «Турпомощь»);
+7 (499) 231-53-73 (горячая линия по проблемам с международными авиарейсами);

«Турпомощь» не оказывает содействие, если в стране пребывания началось стихийное бедствие, военные или политические волнения. Эвакуацией в этом случае занимается МЧС. Но в следствие банкротства крупных туроператоров в июле и августе 2014 года из-за которых огромное количество туристов не смогли вернуться домой, «Турпомощь» вынуждена просить содействия у МЧС.

В законе о туристской деятельности сказано, что турист, отказавшийся от экстренной помощи, оказываемой объединением туроператоров в сфере выездного туризма за счет средств компенсационного фонда, а равно и турист, получивший такую помощь, не лишается права обратиться с требованием о возмещении реального ущерба к указанным туроператору или страховщику (гаранту).

Нередко вслед за банкротством турфирмы разоряется и страховая компания, в которой застрахована ответственность туроператора.
В этом случае можно постараться вернуть деньги через суд.

Для этого в течение месяца после инцидента необходимо подать заявление ликвидатору предприятия.

Поторопитесь: если не подадите заявление вовремя, задолженность будет считаться погашенной де юре.

Узнайте в каких случаях может понадобиться страховка от не выезда за границу.

Читайте в ЭТОЙ СТАТЬЕ как определить правомерно или нет Вам было отказано в выплате страховки страховой компанией.

Но и при этом шанс получить деньги крайне мал, ведь сначала все имеющиеся средства направляются на погашение задолженностей перед Пенсионным фондом и госбюджетом, затем на выплату зарплаты сотрудникам, а уж после кредиторам – банковским учреждениям и клиентам, оплатившим путёвки.

Какие выводы из всего этого можно сделать

Если Вы решили организовать свой отпуск, воспользовавшись услугами туристической фирмы, обязательно проверьте, состоит ли она в Федеральном реестре на сайте russiatourism.ru и является ли членом организации «Турпомощь».

Если нет, то такая фирма не имеет права оказывать туристические услуги – соответственно, иметь с ним дело неблагоразумно.

Не лишним будет узнать в какой страховой компании застрахована ответственность туроператора или кто обеспечивает банковскую гарантию. А также, каков размер финансового обеспечения.

В случае возникновения каких-либо проблем вы можете быть уверены: вам оплатят проживание в отеле до вылета в РФ, питание, авиабилет, дорогу до аэропорта, обеспечат сохранность вашего багажа.

По возвращении домой незамедлительно обращайтесь с требованием о возврате денежных средств в страховую компанию (к гаранту).

Как правило, финансовой гарантии не хватает на страховое возмещение всем пострадавшим. Именно по этому важно быстро собрать необходимые документы и обратиться с требованием к страховщику.

К сожалению, в организации турпоездок, в свете последних событий, начинает работать общеизвестное правило: если хочешь отдохнуть хорошо – организуй свой отдых сам.

Клиентам же турфирм остается надеется, что помимо обязательного финансового обеспечения и членства в компенсационном фонде, в ближайшее время будут разработаны еще более действенные механизмы защиты туристов от банкротства туристических компаний.

сюжет о последствиях банкротства крупнейшего туроператора России

Источник: https://StrahovkuNado.ru/resp/otvetstvennost-turoperatora.html

Что делать, если авиакомпания или туроператор обанкротились

Банкротство туроператора страховая компания

Зима подходит к концу, всё просыпается после долгой спячки, а в организме традиционно наступает нехватка витамина П – путешествий.

Значит, нужно скорее планировать новые поездки! Опытные туристы знают, что организовывать отпуск надо заранее: по раннему бронированию можно поймать отличные цены.

Однако здесь есть и риски, самый страшный из которых – банкротство авиакомпании или туроператора, что в последнее время происходит с неприятной регулярностью. Как заранее обезопасить себя от такой ситуации, и что делать, если она всё же произошла? Сегодня разбираемся в этом сложном вопросе!

Банкротство туроператора или авиакомпании: где и как постелить соломку

Узнать о предстоящем крахе организатора вашего отпуска ещё до покупки почти невозможно: не помогут даже гадалки и кофейная гуща. Однако сделать всё возможное, чтобы обезопасить себя от банкротства авиакомпании или туроператора, в ваших силах! Вот несколько простых правил, которым стоит следовать всегда, даже если на туристическом горизонте всё тихо и спокойно.

Для полётов выбирайте серьёзных перевозчиков, в чьих активах есть доля государства. Такие авиакомпании обычно крепче стоят на ногах, а в случае финансовых проблем им скорее окажут поддержку, чем маленьким частным перевозчикам.

При выборе туроператора проверьте, что он включён в Единый федеральный реестр на сайте Ростуризма. Кроме того, у компании должно быть финансовое обеспечение, чаще всего это договор страхования гражданской ответственности туроператора, но может быть и банковская гарантия.

При заключении договора на покупку путёвки посмотрите, что в нём прописаны: размер финансового обеспечения, номер, дата и срок действия договора страхования ответственности туроператора или банковской гарантии, наименование и адрес организации, предоставившей финансовое обеспечение.

 Обратите внимание на страховую компанию и размер финансового обеспечения: первая должна быть известной и надёжной, а второе должно иметь на конце достаточное количество нулей, так как именно из этой суммы пойдут выплаты всем пострадавшим сторонам (не только клиентам, но и отелям, авиакомпаниям и т.п.)

Не попадайтесь наудочку слишком вкусных цен: хороших распродаж не должно быть много, иначе это становится опасным! Многие перевозчики и туроператоры на гране банкротства пытаются «надышаться перед смертью», то есть побыстрее заработать хоть копейку, чтобы остаться на плаву.

Для этого «тонущая» компания устраивает невероятные распродажи чуть ли не по всем направлениям и не единожды, а несколько раз в течение короткого периода. Так что если вы уже давно наблюдаете за очень сладкими предложениями какого-то туроператора или перевозчика, не стоит доверять ему свой отдых.

Однако не нужно путать распродажи с горящими турами: последние всегда появляются незадолго до вылета (за 2-10 дней) и не несут в себе никакой опасности.

Следите за новостями туристической отрасли в целом и за ситуацией с выбранным вами туроператором или перевозчиком в частности. У какой компании появились финансовые трудности, кто часто задерживает и отменяет рейсы, а кто постоянно заменяет туристам уже подтверждённые отели.

Чтобы быть в курсе событий, подпишитесь на рассылку порталов о туризме и вступите в профильные группы в социальных сетях. В таких сообществах самостоятельные путешественники обсуждают проблемы авиакомпаний, а организованные туристы публикуют жалобы на туроператоров.

Обычно именно в подобных беседах появляются первые слухи о возможном банкротстве компаний.

Опытные туристические агентства тоже держат руку на пульсе и постоянно отслеживают ситуацию на рынке.

В случае появления тревожных «звоночков» от какого-либо оператора или авиакомпании, агенты раньше остальных перестают бронировать их туры, а при необходимости могут посоветовать отменить уже оплаченную путёвку (часто даже без штрафов или с минимальными потерями в пару десятков евро). Поэтому имеет смысл покупать тур не самостоятельно в интернете, а через агента, но только в том случае, если вы полностью ему доверяете.

Оплачивать билеты и туры лучше всего не наличными, а с помощью банковской карты систем Visa или MasterCard.

Тогда в случае банкротства туроператора или авиакомпании у вас будет на одну возможность больше вернуть свои деньги с помощью операции возвратного платежа (он же чарджбэк).

Это процедура опротестования транзакции по карте в случае, если продавец отказывается предоставить оплаченную ранее услугу или вернуть за неё деньги.

Помимо оформления обязательного медицинского полиса для путешественников можно отдельно застраховаться от банкротства туроператора. Однако не путайте это с обычной страховкой от невыезда, которая не покрывает подобные риски! Такая опция может быть включена только в расширенную страховку от отмены поездки и обойдётся примерно в 8-12% от стоимости тура.

Если вы купили билет по тарифу с возможностью аннуляции, а через некоторое время стали появляться тревожные новости об авиакомпании, лучше отменить такой перелёт и отдать предпочтение более надёжному перевозчику.

Пускай придётся заплатить штраф, но лучше аннулировать билет пока авиакомпания ещё способна вернуть вам за него деньги.

Путёвки тоже обычно отменяются со штрафными санкциями, размер которых зависит от срока аннуляции: чем ближе к дате вылета, тем серьёзнее потери туриста.

При покупке готового тура подтверждение выдаёт туроператор, а не конечные поставщики услуг (перевозчик, объект размещения и т.п.). Убедиться в том, что все бронирования действительно существуют и оплачены, можно по звонку в авиакомпанию и письму в отель.

Правда, если от перевозчика ещё можно добиться ответа по телефону (большинство чартеров выполняют российские авиакомпании), то отели часто игнорируют подобные запросы по емейлу, а звонить за границу дорого. Кроме того, многие туроператоры подают именные списки туристов только за несколько дней до отправления.

Учитывайте эти моменты при попытке подтвердить оплаченные услуги напрямую у поставщиков.

Не забывайте два золотых правила любого путешествия:

  • Всегда иметь при себе неприкосновенную сумму денег, которой бы хватило на обратный билет, купленный накануне вылета. Это спасёт вас не только в случае банкротства авиакомпании или туроператора, но и при опоздании на рейс.
  • Перед поездкой найти адрес и телефон консульства России в том месте, куда вы направляетесь – это пригодится и в случае потери документов, ограбления и других серьёзных проблем. Захватите с собой также контакты Ростуризма и ассоциации «Турпомощь»: последняя занимается как раз возвратом на родину туристов, застрявших на чужбине по вине туроператора.

Что делать, если туроператор или авиакомпания обанкротились

Прежде всего свяжитесь с представительством перевозчика или туроператора и узнайте, каким образом будет решаться вопрос исполнения обязательств перед клиентами.

Авиакомпании часто обозначают дату, до которой их рейсы выполнят другие перевозчики, а за перелёты после этой даты пассажирам делают полный возврат средств.

Если аннулированным оказывается только обратный рейс, можно вернуть деньги полностью за весь билет туда-обратно.

Тем, кого неприятные известия застали уже в поездке, обычно волноваться не о чем: из короткого отпуска можно успеть вернуться до полной отмены полётов или же запросить альтернативные варианты возврата у авиакомпании. Часто некоторые маршруты обанкротившегося перевозчика перекупают конкуренты: тогда для пассажиров практически ничего не меняется кроме раскраски самолёта.

Ситуация с пакетными турами обстоит хуже.

В случае банкротства туроператор обычно сворачивает свою деятельность за пару дней, а возврат средств за неиспользованные путёвки или возмещение ущерба туристам, находившимся в тот момент на отдыхе, длится месяцами, при этом возвращается далеко не вся сумма. Так что стоит сразу трезво оценить ситуацию, запастись терпением и постараться максимально соблюсти все формальности для скорейшего разрешения проблемы.

Если вы ещё не улетели на отдых, за возвратом средств по отменённому туру обращайтесь к гаранту обанкротившегося оператора, обычно это страховая компания. К заявлению необходимо приложить:

  • копию договора на приобретение тура с копией паспорта заказчика (плюс взять оригиналы обоих документов),
  • доказательства того, что тур не состоится (можно даже сделать скриншот новости о банкротстве туроператора с его официального сайта)

Подробнее о списке необходимых документов стоит уточнять в страховой компании.

Для тех, кто оплатил несостоявшийся тур или перелёт банковской картой, есть ещё один способ вернуть свои деньги. Для этого отправляйтесь в банк, выпустивший карту, с заявлением на чарджбэк (о чём мы рассказывали в начале статьи). Вам понадобятся договор о покупке тура или авиабилет с подтверждением его оплаты и доказательство того, что тур/перелёт не состоится.

Это может быть как скриншот с заявлением о банкротстве туроператора/перевозчика с его сайта, так и распечатка переписки с оператором/авиакомпанией, или даже аудиозапись телефонного разговора, где речь идёт о том, что поездка не состоится и денег за неё вам не вернут.

Будьте готовы к тому, что не все сотрудники банков сразу примут подобное заявление: нужно быть настойчивым и при необходимости вызвать руководителя отделения. Если отказ поступит и от начальства, тогда попросите предоставить его в письменном виде и обращайтесь в главный офис банка.

В случае очередной неудачи можно также подать жалобу в Центробанк (через сайт или по телефону горячей линии) или написать подробный негативный отзыв на портале Banki.ru, где со многими претензиями разбираются непосредственно представители банков.

Важно! Перед началом процедуры чарджбэка вспомните, где именно вы покупали тур: если в деле задействовано турагентство, то в случае успеха вы взыщете деньги с него, тогда как сам турагент заработал на вашем туре лишь небольшую комиссию, а оставшуюся крупную сумму перевёл оператору и теперь вынужден будет вернуть её из собственного кармана.

Если банкротство туроператора застало вас уже в отпуске, первым делом свяжитесь с авиакомпанией, которой вам предстоит возвращаться домой: возможно, ваши билеты давно оплачены, и вылет состоится по плану.

В противном случае обратитесь в ассоциацию «Турпомощь», чтобы выяснить, каким образом будет осуществляться ваше возвращение после отдыха (обычно организуют специальные эвакуационные рейсы).

Будьте готовы к тому, что придётся самостоятельно купить новый билет в Россию, однако не спешите сообщать об этом в «Турпомощь», так как подобные форс-мажоры должны оплачиваться из средств резервного фонда ассоциации, который составляется как раз из отчислений от продажи туров.

Проблемы возможны также и с отелем: если туроператор не оплатил ваше проживание, может последовать выселение или требование повторной оплаты номера.

В большинстве случаев туристам приходится решать этот вопрос собственными средствами, иногда удаётся сэкономить, переехав в менее дорогой отель.

В любом случае советуем также связаться с ассоциацией «Турпомощь» и узнать, могут ли они помочь с оплатой проживания.

Важно! Для возможности последующего возмещения непредвиденных расходов сохраняйте все выставленные вам счета и чеки об оплате отеля, билетов, трансфера или такси.

В аэропорту проставьте на билеты штамп об отмене рейса, а в отеле и у авиакомпании запросите документ об отсутствии оплаты туроператором проживания и/или перелёта, соответственно (или хотя бы емейл-подтверждение этого факта).

Копии этих документов затем необходимо приложить к заявлению на возмещение, которое подаётся в страховую компанию, выступающую гарантом обанкротившегося туроператора. Более наглядно эта схема присутствует на сайте ассоциации «Турпомощь».

Если обращения в страховую компанию не увенчались успехом или размер выплаты не покрыл всю стоимость тура / понесённых расходов, остаётся лишь идти в суд. Перечень необходимых документов будет примерно такой же, как и для страхового возмещения, но более подробно об этом необходимо проконсультироваться у юриста.

Исковое обращение может быть подано как к туроператору, который не выполнил свои обязанности или сделал это не в полном объёме, так и к страховой компании, которая не возместила туристу все его убытки.

Однако даже если иск будет удовлетворён, то взыскать что-либо с обанкротившегося оператора будет сложно, поэтому основным ответчиком стоит указать именно страховую компанию.

А ещё мы можем рассказать, как избежать неприятностей в поездках и какие страховки стоит оформлять путешественникам!

Источник: https://www.momondo.ru/discover/bankrotstvo-turoperatora-aviakompanii

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.