Кто пишет биографии

Как пишут мемуары и автобиографии на заказ

Кто пишет биографии

Увидев в одном журнале интересное объявление “Создание книги о вас и вашей семье, семейные саги, биографии, мемуары, конфиденциально, под ключ”, решила разузнать, как пишутся на заказ такие книги? Об этом рассказал директор издательства “Спецкнига” Сергей Аляев.

Как долго существует ваше издательство, как возник проект?

Сергей Аляев: Издательство основано в 2003 году. С самого начала нашей деятельности мы работали только по конкретным заказам.

От частных лиц?

Аляев: Не только. Работаем с крупнейшими российскими компаниями – готовим книги по истории предприятий, к юбилейным датам, подарочный фонд предприятий, корпоративные библиотеки. Одно из направлений нашей деятельности – работа с частными заказчиками, в том числе создание “семейных историй”.

Много ли у вас частных заказчиков, которые хотят, чтобы вы написали книгу о них?

Аляев: На протяжении всех лет работы мы не отмечали снижения интереса к нашей деятельности со стороны заказчиков.

Кто эти люди, которые просят написать книгу о своей семье – известные или нет, олигархи или обычные люди?

9 мая Булату Окуджаве исполнилось бы 90

Аляев: Как правило, заказчики подобных книг – люди, уже удовлетворившие весь набор базовых потребностей (если опираться на пирамиду Маслоу).

Для них актуален вышестоящий набор потребностей: уважение, исследование, познание, эстетические потребности.

Что касается “обычности” – в судьбе наших героев всегда есть нечто интересное, наша задача – лишь подчеркнуть это и верно преподнести факты.

Если это неизвестные люди, для чего это им? Вряд ли для того, чтобы продавать книгу о своей семье – кому она нужна, кроме самого заказчика и его семьи? Или нет?

Аляев: Цели могут быть различны. Как правило, для заказчика важен сам факт создания рукописи, таким образом фиксируется история, создается легенда семьи, уточняются спорные моменты, всплывают забытые подробности.

При этом заказчик волен расставлять акценты в соответствии исключительно с собственными представлениями о людях и исторических событиях. Все прочее при этом – форма выпуска, адресаты – иногда не столь важны для заказчика.

Впрочем, есть и те заказчики, для которых форма, облик книги важны не менее ее содержания.

Как происходит написание книги – например, семейной саги? Заказчик наговаривает автору под запись воспоминания? Встречается ли автор с другими членами семьи? Ездит ли по местам, о которых рассказывает заказчик?

Аляев: Многое зависит от параметров конкретного заказа: глубины проработки истории, планируемого объема рукописи, временных и географических ограничений. Форма сбора информации может быть абсолютно любой – личные встречи, беседы, интервью, списки вопросов в письменном виде, работа с семейными или публичными архивами. А чаще – все из перечисленного сразу в рамках одного проекта.

В ходе работы над книгой автор или авторы могут встречаться не только с членами, но и с друзьями семьи. Если есть необходимость, на натурные съемки выезжают и фотографы издательства.

Кто придумывает сюжет, драматургию?

Аляев: Сюжет книги все же больше присущ художественным произведениям. Это отдельное направление – у нас были и подобные заказы, наши авторы писали полноценные романы по биографиям заказчиков.

Для документальной книги более важна структура повествования.

Здесь работает авторский коллектив и редакторы, они на этапе проработки и утверждения плана книги предлагают и согласовывают с заказчиком структуру изложения, отталкиваясь от его изначальных предпочтений и целей.

Надо ли спорить о фасоне и подкладке?

Часто ли приходится спорить с заказчиком, доказывать, что с точки зрения профессионалов надо писать так-то и так-то, добавить (придумать) что-то, о чем-то умолчать?

Аляев: В своей деятельности мы ограничены лишь рамками действующего законодательства и общечеловеческими моральными нормами. Во всем остальном мы стараемся учесть пожелания заказчика.

Спорами с заказчиком о его вкусах мы не занимаемся, это контрпродуктивно.

Справедливости ради следует отметить, что случаев, когда нам было бы стыдно за написанное или изданное нами по просьбе заказчиков, не было в нашей практике.

Разумеется, если заказчик захочет получить консультацию профессионала на любом этапе работы, мы его консультируем.

В каждой семье есть и положительные герои, и отрицательные, есть свои “скелеты в шкафу”. Но если заказ на книгу о семье, то наверняка какие-то негативные моменты опускаются. Не получается ли тогда семейная сага сахарной, неинтересной и неправдивой?

Ольга Брушлинская: Наш читатель – интеллигент, сохранивший “духовную жажду”

Аляев: Подобные оценки излишне субъективны и выходят за рамки нашей компетенции. Создаваемые книги прежде всего предназначены для внутреннего потребления. Такие книги создают профессионалы, работа которых оценивать лишь текст, но не поступки героев. Если некто пошил себе костюм на заказ, то наше ли дело – обсуждать цвет его подкладки?

Не случается ли разногласий с другими членами семьи заказчика книги, ведь у них может быть совершенно другой взгляд на события и персонажей?

Аляев: Подобные ситуации, даже если они и возникают, за рамками нашей компетенции.

В семейных сагах про реальные семьи описывается только прошлое и настоящее? А не было ли просьб заглянуть в будущее, написать про будущее конкретной семьи?

Аляев: Пока таких заказов не поступало. Полагаю, для наших заказчиков подчас проще воплотить что-то в реальность в ближайшем будущем, чем просить придумать это профессиональных сочинителей.

Для внутреннего пользования

Кто ваши авторы?

Аляев: Круг довольно широк, но это исключительно профессиональные писатели и журналисты.

Авторов выбирают заказчики?

Аляев: Как правило, кандидатура автора согласовывается с заказчиком еще на первом этапе совместной работы.

Если это мемуары, то, наверное, на обложке стоит имя реального персонажа. А если это биография или семейная сага?

Аляев: Заказчик всегда имеет возможность поставить любой псевдоним на собственной книге.

Что вас лично поразило во время работы в проекте в судьбах людей, в историях их семей? Есть ли какие-то типичные вещи или неожиданные открытия?

Аляев: Заказчики подобных книг – личности довольно яркие, вряд ли тут можно говорить о каком-то общем знаменателе, скорее – о неожиданностях. Впрочем, это конфиденциальная информация.

Сколько стоит заказ книги о своей семье, от чего зависит цена?

Аляев: Стоимость очень индивидуальна, зависит от ряда факторов – объема книги, сроков работы, способа изготовления и переплета, тиража, дополнительных услуг (фотографов, художников) и т.п. Определенно можно сказать лишь одно – такими услугами не пользуются на “последние деньги”, как и любой иной услугой индивидуального характера.

Сейчас модно искать в своей семье знаменитые корни, получать какие-то дворянские звания, выстраивать генеалогию рода и писать воспоминания. Как вы полагаете, как дальше будет развиваться этот процесс?

Аляев: По нашему опыту, тщеславие – не в числе наиболее популярных целей при издании подобных книг. Повторюсь, подобные книги чаще делаются для “внутреннего потребления”. По крайней мере, в нашей практике не было случая, когда заказчик просил бы “приукрасить” собственную родословную.

Источник: https://rg.ru/2014/05/08/memyari.html

Как написать биографию

Кто пишет биографии

Биография — жанр, произведения которого описывают жизненный путь человека. Его основоположником считается Плутарх и его «Сравнительные жизнеописания». Произведение состоит из 22 биографий известных греков и римлян, в том числе Цицерона, Цезаря и Брута.

Книга оказала влияние не только на биографический жанр, но и на литературу в целом. Например, Руссо отмечал, что на него огромное впечатление произвели описания героев и их характеров. В дальнейшем многие использовали «Сравнительные жизнеописания» как эталон.

 

В христианской традиции аналогом биографии были жития святых, которые должны были не только рассказать о жизненном пути праведников, но и выступали как назидание. В Европе жанр развивался под влиянием именно античных авторов. Раньше других начали писать биографии англичане.

Под влиянием английских авторов началось триумфальное шествие жанра в США, но там оно преобразовалось с учетом ментальности американцев: в основе, как правило, лежали истории личного успеха, воплощение в жизнь «американской мечты».

Вообще особенность жанра заключается в том, что в каждой стране он имеет свои уникальные черты, которые сложились под влиянием национальных особенностей. 

И в отличие от художественной литературы, где герои и события чаще всего являются частью замысла автора, здесь главный герой самый что ни на есть настоящий. И именно это делает такие книги особенно привлекательными, поскольку позволяет, пусть и косвенно, но узнать необычных личностей.

Повествование от первого лица (автобиография) еще больше усиливает вовлеченность в происходящее, доверие к описанному тут выше, потому что автор пишет о себе и своих собственных чувствах сам, в то время как в обычной биографии все-таки мы смотрим на жизнь объекта описания через призму восприятия автора.

Почему биографии популярны?

По той же причине, почему были популярны таблоиды или их аналог сегодня — социальные сети и порталы о знаменитостях или их личные страницы. Когда наблюдаешь публичную жизнь выдающейся личности, волей-неволей хочется познакомиться с ней поближе.

Если речь идет об успешных и богатых предпринимателях, хочется понять, как именно они жили и принимали решения, чтобы прийти к тому, к чему пришли.

Если речь идет об известном писателе, то как же любопытно, как он жил, откуда черпал вдохновение, какие события, люди или явления вдохновили его на написание того или иного шедевра. Почему известная актриса, которую любили все, умерла рано и в одиночестве? 

XX век стал переломным в развитии жанра. Огромное количество событий, технологический прорыв, войны, стремительная смена эпох оставила общество буквально без опоры, которую оно ищет в опыте людей прошлого.

На сегодняшний день этот аспект еще более актуален: в мире, в котором за день может измениться так много, биография может подсказать, что делать и как жить.

Если раньше к биографии как жанру относились с недоверием, потому что он слишком противоречив и совмещает в себе документальную достоверность и авторский вымысел, то сегодня эти признаки стали причиной его популярности.

Какие биографии пользуются успехом?

Любопытно, что на самом деле очень разные. И условный топ разнится от страны к стране. Например, в пятерку любимых биографий пользователей портала Livelib входят:

  • «Жажда жизни», Ирвинг Стоун 

Биография Винсента Ван Гога нравится читателям за детальное и разностороннее описание жизни художника и его противоречивой натуры. Большинство знает Ван Гога, как живописца, который отрезал себе ухо, и глубже не вникает. А он был человек непростым, как и его жизнь и отношения с людьми.

  • «Крутой маршрут. Хроника времен культа личности», Евгения Гинзбург 

Автобиография журналистки Евгении Гинзбург — это подробное, честное и очень страшное повествование об эпохе репрессий.

Автор провела в заключении в лагерях, тюрьмах и ссылках в общей сложности восемнадцать лет. На протяжении этого времени ей удавалось встретить не только боль и потери, но и дружбу, поддержку и надежду.

Пронзительный рассказ от первого лица, который не может оставить равнодушным.

  • «Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман!», Фейнман Ричард

Ричард Фейман — гений. Это стало ясно еще в детстве. Будучи ребенком, он чинил радиоприемники соседей, сам проводил первые научные опыты и просто поражал окружающих своими способностями.

И еще он участвовал в разработке атомной бомбы (и потом пожалел об этом). А уже в зрелом возрасте открыл в себе талант к рисованию.

Его автобиография — живой и очень ироничный рассказ о своей жизни, которая действительно была полна настоящих приключений. 

  • «Не навреди. Истории о жизни, смерти и нейрохирургии», Генри Марш

Врачом быть непросто — тебе вверяют свою жизнь и здоровье другие люди. Быть нейрохирургом — настоящий титанический труд. От дрогнувшей руки зависит слишком много. Не мудрено, что такой человек задавал себе много непростых философских вопросов. И свои размышления всемирно известный Генри Марш решил оставить на бумаге. Получилось очень лично и пронзительно.

  • «Вызовите акушерку. Подлинная история Ист-Энда 1950-х годов», Дженнифер Уорф 

Послевоенный Лондон, не самый приятный район и молодая девушка, которая устроилась работать акушеркой. Она каждый день наблюдает самые разные истории, радости и трагедии. Трогательный рассказ о простых людях, которые еще не оправились после войны, учатся жить заново.

Здесь и рассказы о врачах, космонавтах, писателях, переводчиках, гениальных ученых. Все они стали любимы потому, что приоткрывают завесу тайны над теми сторонами жизни, которые кажутся такими далекими и сложными.

К тому же в топе много автобиографий, то есть рассказов от первого лица, а это значит, что повествование в глазах читателей, опять же кажется гораздо более достоверным. Нельзя сказать, что чаще пишут о людях прошлого, биографии современников тоже пользуются популярностью.

Поэтому можно сделать вывод, что основным критерием успеха будет все-таки уникальный опыт и интересная история. Невозможно не упомянуть «Время Березовского» Петра Авена, которая уже долгое время удерживает высокие строчки в рейтинге популярных книг.

Биография Бориса Березовского, который для многих стал символом эпохи 90-х, состоит из рассказов о нем почти двух десятков человек, в том числе Владимира Познера, Анатолия Чубайса и Александра Волошина. Также стоит помнить о произведении Льва Данилкина «Ленин. Пантократор солнечных пылинок», которая не просто стала бестселлером, но и взяла престижную премию «Большая книга».

В свою очередь, если посмотреть на англоязычные подборки, то там жанр биографии (особенно в США) прочно ассоциируется с историями успеха богатых и знаменитых. И, что в духе времени, набирают обороты книги об известных женщинах.

Некоторые пользуются актуальности тем, чтобы повысить продажи своих книг, например, биография Роуз Макгоуэн «Смелая», в которую она включила свою историю с режиссером Вайнштейном как раз тогда, когда его харассмент-скандал был на пике.

Что же делает биографию или автобиографию хорошей?

  • Во-первых, как бы очевидно это ни звучало, сам объект описания. Интереснее всего читать про неординарных личностей, чтобы узнать, чем они жили и дышали. Поэтому такой популярностью пользуются книги и фильмы о знаменитостях в той или иной сфере: потому что публика видит лишь одну сторону их жизни, но всегда хочется узнать, что там за завесой славы.
  • Во-вторых, сюжет. Биография или автобиография — тоже книга, понятно, что сюжет здесь уже известен и понятен, но та форма, в которой он будет представлен, крайне важна. Как и любую другую книгу, ее должно быть интересно читать, должна быть структура: и интрига, и кульминация, и развязка. 
  • Во-третьих, детали. Просто описать события в хронологической последовательности недостаточно. Нужны чувства, что-то личное, что отзовется в душе у читателя, позволит чувствовать свою причастность к происходящему. Те же «Сравнительные жизнеописания» были и остаются такими популярными, потому что позволяют буквально познакомиться с героями, узнать их характер и слабости. 
  • Погружение в контекст времени. Если речь идет об исторической личности, то важно показать, в каких условиях он жил, какие политические и общественные явления происходили, как они влияли на его жизнь и как он к ним относился. Бытовые детали также важны: повседневное окружение всегда интересно, потому что опять же оно позволяет проникнуть в сферу личного. Если автор решает написать книгу о человеке прошлого, то очень вероятно, что придется провести серьезное историческое исследование, чтобы воспроизвести ту атмосферу, в которой жил герой, с наибольшей достоверностью. А если речь идет о биографии ученого, то потребуется и научный редактор, чтобы писатель ничего не напутал в каких-либо нюансах.

Переходите в редактор и начните писать книгу прямо сейчас или загружайте готовую рукопись, чтобы опубликовать ее в нашем каталоге! 

Источник: https://bookscriptor.ru/articles/111083/

Кто и как пишет биографии звезд

Кто пишет биографии

Издательство “Эксмо” быстро приняло решение отозвать книгу из продажи. При этом часть книг попала в мелкие магазины, которые издательству неподконтрольны. По отношению к этим остаткам Эдита Пьеха намерена принять собственные меры.

Инцидент, в частности, можно объяснить тем, в России написание прижизненных биографий пока еще не так широко практикуется, как на западе, плюс ко всему авторы порой стремятся из каждой книги сделать сенсацию, обращаясь к собственному творческому вымыслу.

По закону жанра, каждая биография должна содержать какую-либо “изюминку”. Порой сведения кажутся абсолютно нереальными. Так случилось с историей биографий таких звезд прошлого века, как Фрэнк Синатра, Мэрлин Монро, Марлон Брандо и Марлен Дитрих. Что касается последней, то для нее прижизненная биография была сильнейшим ударом.

Родная дочь Марлен Дитрих собственноручно написала жизнеописание известнейшей актрисы. В книге эта роковая женщина предстает бесчувственной и лживой.

Дочь Дитрих изображает мать сущим чудовищем, которая не способным на родственные чувства.

Злосчастная книга в то же время говорит и о другой стороне личности актрисы, ее неоспоримом таланте, делающем Дитрих неотразимой в глазах миллионов поклонников. Говорят, именно книга дочери свела прославленную кинодиву в могилу.

Актриса Шэрон Стоун считает, что “в этом мире, созданном мужчинами для мужчин, женщина может заработать популярность только благодаря скандалу” Следуя этой нехитрой формуле, звезда сумела сделать головокружительную карьеру, начав с кассирши в Макдоналдсе с зарплатой пять долларов в час, и вскоре став лицом парфюма “Ральф Лорен”, заработав 15 миллионов долларов. Собственноручная биография Шэрон Стоун раскрывает все приемы, помогающие подняться на вершину популярности.

Конечно, лучше всего для звезды написать свою биографию собственноручно. Но это не распространяется на те издания, которые появляются уже после смерти известной личности. Символ своего времени, Фрэнк Синатра, наверняка не подозревал, что самую сокровенную его тайну биографы раскроют через несколько лет после того, как его не станет.

Поводом для написания очередной биографии легендарного певца стало обнародование того факта, что Фрэнк Синатра был тесно связан с мафией. Как-то раз он даже чуть было не попал под арест, когда выполнял роль курьера мафиозной структуры, перевозя портфель с 3,5 млн долларов.

А рассказал это никто иной, как близкий друг певца – конферансье Джерри Льюис. Связь с мафией Синатра отрицал всю жизнь, но материалы ФБР говорят об обратном: певец водил дружбу с известным боссами преступного мира. Среди его друзей были Лаки Лучано, Сэм Джианкана, братья Капоне.

Тот факт, что мафиози помогали в карьере Синатры, подтвердила его дочь, Тина. Они  оплачивали его рекламу, сценические костюмы и музыкальные инструменты. Известно также, что выступления Синатры на сцене Westchester Premier в 1976-1977 годах организовывал гангстер Луи Пацелла.

Но связь с мафией не идет в сравнение с сенсацией, которую содержит недавно появившаяся биография легендарного актера Голливуда Лоуренса Оливье: актер был шпионом. Во время второй мировой войны он занимался шпионажем в пользу Великобритании.

Примечательно, что завербовал Оливье сам премьер-министр Уинстон Черчилль. Это было сделано им, чтобы помочь убедить США в необходимости вступления в войну.

В случае, если бы американское правительство узнало о факте вербовки, Лоуренсу Оливье грозила тюрьма.

Впрочем, подобные сенсации в биографии встречаются не часто. В основном, о скандальных подробностях звезд слухи ходят на протяжении их жизни. Так в опубликованной биографии Марлона Брандо, читатель в подробностях узнает о его пути к славе, который лежал через многочисленные романы. Актер сам рассказал автору о своих любовных связях со многими знаменитостями.

Современные звезды стали еще более откровенными. Элтон Джон в этом году раскрыл тайну своему автору – Дэвиду Бакли. Как стало известно из биографии, музыкант пытался свести счеты с жизнью. Это произошло достаточно давно: перед тем как жениться на своей первой супруге Линде Вудроу, Элтон Джон пытался покончить жизнь самоубийством.

Для этого он засунул голову в духовку и включил газ. В таком положении он успел провести несколько минут, но легендарного музыканта спасли вовремя появившиеся родственники. Союз со второй женой, Ренатой Блауэл, продлился четыре года. В то время как нетрадиционные отношения сэра Элтона с Девидом Фернишем оказались намного крепче.

В 2005 году, после 11 лет совместной жизни, они поженились.

Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации РИА Новости и открытых источников

Источник: https://ria.ru/20070919/79581888.html

Писатель Ирина Лукьянова:

Кто пишет биографии

Анастасия Мальцева

Биография – один из самых востребованных литературных жанров.

Почему читатели хотят узнавать подробности жизни известных людей? Может ли автор написать правдивую биографию о человеке, которого он никогда лично не знал? Как создать автобиографию? Почему блоги в соцсетях не имеют отношения к литературе? Обо всем этом в интервью m24.ru рассказала писатель, публицист, автор книги “Корней Чуковский” в серии “Жизнь замечательных людей” Ирина Лукьянова.

– Ирина, как вы стали биографом?

– Когда я училась в университете, я занималась критикой Корнея Чуковского. Я написала на эту тему несколько курсовых работ и диплом, но у меня все равно оставалось чувство, что я многим обязана Чуковскому и должна как-то вернуть этот долг, поэтому, когда у меня появился шанс написать биографию Чуковского для “ЖЗЛ”, я обрадовалась.

– Чем вас привлек этот жанр?

– Мой личный интерес – изучать, как писатели проживают свою жизнь сквозь события очень непростой русской истории.

У всех разные характеры и способы справляться с действительностью, сохранять себя в трудных условиях.

Для меня написание биографии – опыт восстановления и прослеживания жизни другого человека день за днем – когда я как автор пытаюсь понять логику поведения, поступков, выбора жизненного пути героя.

– Вы написали биографию Чуковского, чем определились его жизненные выборы?

– Для Чуковского, пожалуй, высшими ценностями в жизни были литература, искусство и правда. Он говорил: “Литература абсолютна”. Служение литературе для него было чем-то вроде религиозного служения. Он воспринимал литературу как носителя лучших идей, воплощение гармонии, высшую ценность, которой надо служить.

Писатели для Чуковского – носители этих высших ценностей. Чуковский наблюдал, как человек – человек грешный, несовершенный – преображается, когда он становится творцом.

Нечто подобное тому, что Пушкин описал в стихотворении “Поэт”: “Пока не требует поэта к священной жертве Аполлон, в заботах суетного света, он малодушно погружен… Но лишь божественный глагол до слуха чуткого коснется, душа поэта встрепенется”.

Действительно что-то в человеке преображается, когда его касается “божественный глагол”, в этом грешном человеке вдруг зажигается вечный огонек. Вот этот огонек в себе Чуковский хорошо ощущал и пронес через всю свою жизнь.

m24.ru/Александр Авилов

Сейчас я работаю над биографией Валентина Катаева. Он человек совсем другой. Катаев фактически сформирован войной. На Первую мировую он ушел мальчишкой-добровольцем, когда ему было 17 лет. Вся его юность пришлась на войну: он воевал в Первую мировую, потом в Гражданскую войну то за белых, то за красных, хотя сейчас некоторые историки оспаривают его службу в Красной Армии.

Катаев несколько лет провел в состоянии, когда не знал, будет он жив завтра или нет, – конечно, это повлияло на всю его жизнь и творчество.

Повлияло и то, что он всю жизнь, живя в Советском Союзе, должен был хранить в тайне часть своей биографии – то, что он бывший белый офицер. Для Катаева главной ценностью была жизнь, а не что-то выше жизни. И, пожалуй, семья – единственно любимое и незыблемое.

Но его литературная репутация отличается от репутации Чуковского. Про Катаева говорят часто говорят: “Негодяй, но как талантлив”.

– Если говорить про жанр биографии, то напрашивается вопрос: можно ли вообще написать правдивую книгу о жизни другого человека? На мой взгляд, можно узнать факты, поговорить со свидетелями событий, но понять, почему человек поступал так, а не иначе все равно до конца невозможно. Ведь есть разница, как я с позиции автора вижу жизнь другого человека, и как он на самом деле ее прожил.

– Трудно установить, как было на самом деле. На мой взгляд, биографу важно придерживаться фактов и не позволять себе оценивать действия своего героя, не брать на себя функцию божественного правосудия. Пусть читатель сам разбирается, он не дурак. Мы можем только предполагать, интерпретировать, выдвигать версии.

Мой самый нелюбимый жанр биографии – это биография-развенчание, где автор постоянно глумится над своим героем, уничижительно его комментирует, находит любому поступку самое скверное и низкое объяснение. Да, предполагать худшее можно всегда. Но Чуковский, когда писал биографии, обычно предполагал лучшее о своих героях, он их любил, для меня этот подход стал высоким стандартом.

– Что меняется, когда автор пишет биографию живого человека?

– Я не поклонник книг из серии “Биография продолжается”. Про живого человека лучше писать очерки, репортажи, заметки. Но когда автор начинает про живого человека что-то писать в жанре биографии, то его герой начинает на глазах бронзоветь и превращаться в памятник.

К тому же герой – живой человек. Книгой ему можно сделать больно.

– Писать биографию людей, которые уже прожили свою жизнь, легче?

– Биография – это всегда законченная книга, а жизнь — книга незаконченная. Написать о незаконченной жизни законченную книгу трудно. Биографию лучше делать о рассказанной истории, когда можно посмотреть на нее целиком во всем ее единстве. мелодия жизни иногда становится понятна только тогда, когда жизнь закончилась.

– Человеческая жизнь многогранна и неоднозначна. Можно взять историю жизни одного человека и написать сотню разных книг. Есть ли ответственность автора биографии перед героем, ведь после публикации книги на него читатели будут смотреть глазами его биографа. Как, на ваш взгляд, надо отбирать факты, о чем говорить, а о чем молчать?

– Когда создается биография, возникает много этических вопросов, которые тяжело решать особенно, если живы наследники и участники историй.

Например, о каких историях надо рассказывать, а о каких нет? Как Пушкин говорил про Байрона в знаменитом письме Вяземскому – тому самому, где он сказал “он мал как мы, он мерзок как мы”: “Мы знаем Байрона довольно.

Видели его на троне славы, видели в мучениях великой души, видели в гробе посреди воскресающей Греции. – Охота тебе видеть его на судне”. Это хороший вопрос: имеет ли смысл показывать читателю великого писателя на судне?

ТАСС/Репродукция. Фотохроники

Например, некоторые ругают, а некоторые очень хвалят книжку Дональда Рейфилда “Жизнь Антона Чехова”.

Ужасно подробная, битком набитая материалом книжка, где приводятся факты из чеховских писем в страшном количестве без всякой сортировки. Но Чехов в ней получается живым персонажем.

С другой стороны, в книге с него настолько тщательно стерт хрестоматийный глянец, что иной раз думаешь: “Я не хочу этого знать о Чехове, увольте!”.

Иногда же взгляд автора на героя иногда оказывается настолько неприятным, что и глядеть не хочется.

Например, книга Тамары Катаевой “Анти-Ахматова” состоит из отрывков чужих дневников, писем, мемуаров, которые снабжены однобоким и крайне неприязненным комментарием автора.

Журналистам Тамара Катаева рассказывала, что она написала “Анти-Ахматову”, потому что ее бесит, что Ахматова сама про себя создала миф и поддерживала его всю жизнь, и автор биографии решила этот миф развеять… У каждого автора биографии свои цели.

– Как написать автобиографию?

– У каждой книги должен быть замысел. Зачем вы ее пишете? О чем хотите рассказать? О людях, с которыми встречались? О своей любви к искусству и своем творческом пути? О профессии и своей работе? О своих философских взглядах и их изменении? О своей частной жизни? Кому вы хотите это рассказать? Как? Что это будет за история?

Часто биографию пишут для того, чтобы сохранить историю семьи. Человек рассказывает о своем роде детям и внукам. Он непременно расскажет, что его отец закончил кооперативный техникум липецкого потребсоюза в 1960 году. Но эти подробности будут интересны только членам семьи.

Каждый пишущий человек в состоянии написать книгу о себе. Но что он хочет этой книгой сказать миру? Если человек понимает, о чем он пишет и кому его произведение адресовано, и все это написано хорошим литературным языком, то книга, вероятно, получится и нескольких своих читателей найдет.

– В литературе появился тренд так называемой “новой искренности”, которую описывают как предельную откровенность автора, открытость, искренность и эмоциональность.

Художественное изложение и стилистика текста уходят на второй план, когда человек пишет о своем жизненном опыте.

Например, когда человек болеет раком и описывает последние месяцы своей жизни, то уже не важно, каким языком он это делает, люди его читают потому, что они ему сопереживают. Можно ли сказать, что искренность стала важнее литературы?

– Никакая искренность не отменяет литературу. Плохо написанный текст невозможно читать, о чем бы в нем ни шла речь. Даже если там автор описывает свой предельный опыт. У любого содержания должна быть форма. не может быть без формы. Не всегда новая искренность может называться литературой.

В сети есть блогеры, у которых достаточно серьезный жизненный опыт. Но если человек пишет о своей жизни малограмотно, с ужасным синтаксисом, с бесконечными повторами, да еще половина текста набрана капслоком, а в конце предложений стоит по десять восклицательных знаков, — то я быстро устаю от этого текста.

Такие блоги бьют меня по ушам и по глазам. Мне как читателю не надо, чтобы автор меня пинал ногами и тыкал в меня восклицательными знаками. Многие непрофессиональные авторы этим грешат. Вместо рассказа у них получается поток эмоций. Естественно, кто-то читает эти блоги и сопереживает авторам, или, наоборот, ругается на них.

Но к литературе это имеет мало отношения.

– Если не литература, то что?

– Истории в блогах часто по сути ближе к нашему повседневному взаимодействию, только в письменной форме. Твой друг плачет, а ты пытаешься его приобнять, но вы далеко друг от друга – так что приходится что-то дистанционно говорить, передавать через слова, запятые, смайлики…

– Откуда у нас потребность фиксировать в текстах историю своей жизни в блогах или писать личный дневник?

– У людей есть потребность фиксировать свою жизнь, что-то о ней помнить, перечитывать, возвращаться к прошлому… Иначе жизнь уходит, и от нее не остается почти ничего, а память все не удерживает.

Источник: https://www.m24.ru/articles/literatura/20012016/94970

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.