Образец объяснительной

Объяснительная записка – что это такое

Образец объяснительной

Рассмотрим образец объяснительной записки — как составить такой документ, в каких ситуациях он необходим и как с его помощью улаживать конфликты. Чаще всего объяснительные записки требуют работодатели, но с необходимостью разъяснить какое-либо обстоятельство нередко сталкиваются школьники, студенты, родители, поэтому статья будет полезна широкого кругу читателей.

Что такое объяснительная записка

Объяснительная записка — это документ, в котором разъясняются какие-либо обстоятельства, даются пояснения к проблемной ситуации, раскрываются мотивы поступков и аналогичная информация. Унифицированная форма не предусматривается, поэтому всегда готовится в свободной форме. Допускается писать вручную и на компьютере.

Служебные объяснительные всегда адресуют руководителю, и только он (или специально уполномоченное лицо) вправе потребовать от работника дать пояснения к какой-либо ситуации. Документы в школах, детских садах (от имени родителей) и университетах пишутся на имя директоров, завучей, заведующих, ректоров и деканов.

У работника есть право отказаться писать объяснительную, но придётся заполнить специальный акт отказа. Это сделает работодатель в присутствии двух свидетелей. В большинстве случаев совершенно нецелесообразно отказываться давать объяснения, потому что это усугубляет положение и настраивает работодателя против сотрудника.

Хорошая объяснительная записка способна избавить человека от административного наказания

Для чего пишется

Список ситуаций, когда требуется объяснительная записка, обширен. Наиболее популярные:

  • за опоздание или за отсутствие на рабочем месте;
  • за ошибку в работе, нарушение служебных обязанностей;
  • за отсутствие ребёнка в школе или в детском саду.

Задача — раскрыть мотивы нарушения какого-либо порядка, рассказать подробнее о допущенной ошибке. К подготовке такого документа в большинстве случаев не стоит подходить формально, следует максимально честно и последовательно изложить причины проступка. На основе объяснительной руководители могут решать, привлекать ли работника к ответственности, лишать ли премии, объявлять ли выговор.

Как правильно составить

Российское законодательство не содержит утверждённых форм объяснительных записок, поэтому вопрос «как правильно» не совсем корректен.

Работодатель или другая сторона, затребовавшая объяснительную, не вправе отказываться принять её на основании того, что она «неправильно подготовлена». Форма свободная.

Однако некоторые полезные рекомендации, помогут сделать документ более грамотным, понятным адресату. Помните, что главная задача объяснительной — уладить спорную ситуацию, смягчить или даже снять вину.

Шапка объяснительной должна раскрывать, кому направляется документ — начальнику, руководителю, директору и кто его написал. Проще говоря, «кому» и «от кого».

Пишется в верхнем правом углу. Нужно использовать полные наименования должностей, указывать фамилию целиком, инициалы имени и отчества.

объяснительной записки стоит делать максимально понятным. Используйте простые предложения, придерживайтесь делового стиля, но избегайте штампов, канцеляризмов и сложных описательных конструкций. Объяснить причину опоздания «пробкой на улице Ленина» гораздо лучше, чем «сложной дорожной ситуацией на дорогах на улице Ленина в утренние часы».

Текст лучше умещать на 1 листе А4 — так его проще прочитать. Но если ситуация трудная, одной страницы недостаточно, не стесняйтесь использовать несколько. Это в ваших интересах. Особенно эта рекомендация касается случаев, когда от содержания записки зависит административное взыскание работнику.

Примеры

Мы уже выяснили, что унифицированных форм объяснительных записок не существует, поэтому нет смысла искать готовый бланк.

Однако нередко случается, что человек волнуется и не может подобрать нужные слова — всё же объяснительные чаще требуются в спорных и конфликтных ситуациях. Тогда шаблон будет полезен.

Ниже представлены примеры объяснительных записок и рекомендации по их подготовке для самых распространённых случаев.

За опоздание

Как писать объяснительную на работе за опоздание? Пожалуй, это самый распространённый тип объяснительных. Шапка этого документа будет стандартной — кому адресован и от кого, наименование.

В тексте постарайтесь максимально понятно и честно сформулировать, почему вы опоздали — попали в пробку, сломался автобус или автомобиль, задержал воспитатель ребёнка в детском саду или классный руководитель в школе.

Не бойтесь указывать настоящую причину: это лучше, чем потом попасться на обмане.

Не пишите лишней информации, допускается только извиниться и пообещать, что в будущем будете более пунктуальны.

Пример объяснительной за опоздание

За неисполнение служебных обязанностей

Чем отличается объяснительная записка за неисполнение служебных обязанностей? Она должна содержать описание причин, по которым сотрудник не справился со своей работой, не сделал то, что положено ему должностной инструкцией. Как пишется такой документ? В записке сотрудник излагает свой взгляд на события, указывает причины, описывает детали, о которых неизвестно работодателю.

На основе этого документа работодатель решает, к какой ответственности привлекать своего подчинённого. Поэтому приветствуется изложение реальных уважительных причин, точность формулировок.

Не перекладывайте ответственность на коллег, кроме случаев, когда оплошность произошла действительно по их вине.

Постарайтесь подчеркнуть, что проступок не привёл к непоправимым последствиям или вы сумели вовремя их предотвратить.

Пример объяснительной за рабочую ошибку

За отсутствие ребёнка в школе

Объяснительная записка в школу об отсутствии ребенка — одна из самых простых. Родителю достаточно указать точную дату отсутствия и причину — плохое самочувствие без высокой температуры или поездка. Возможны и любые другие уважительные причины. Если такие записки родители пишут 1-2 раза в год, проблем с учителями возникнуть не должно.

Пример объяснительной за отсутствие ребёнка в школе

От ребёнка за опоздание или плохое поведение

Нередко объяснительную приходится писать не взрослому человеку, а ребёнку — за опоздание на занятия или плохое поведение на перемене. Научите своего сына или дочь готовить такие документы, чтобы в подобной ситуации они чувствовали себя увереннее (это не значит, что вы поощряете их опаздывать или хулиганить — вы учите их защищать себя в конфликтах и разбирательствах).

Записка от ученика пишется на имя директора школы или классного руководителя. Ребёнок указывает, в каком классе учится. В тексте нужно описать причину опоздания, плохого поведения максимально подробно и самым простым языком — «задержался в столовой из-за большой очереди», «ждал очереди в библиотеке, чтобы взять книгу к уроку» и так далее.

Пример объяснительной от ребёнка

Уведомление о необходимости письменных объяснений

Как работник узнаёт, что должен писать объяснительную? Есть 2 основных варианта:

  • Устное замечание. Обычно касается незначительных проступков вроде разовых опозданий.
  • Письменное уведомление о необходимости дать письменное объяснение. Как правило, касается более сложных ситуаций, серьёзных проступков или по факту выявленных нарушений, которые привели к неблагоприятным последствиям.

В письменном уведомлении работодатель указывает в какой срок и на имя кого работник должен представить записку. У уведомления будет дата и номер, которые следует указать в ответе. То есть, текст можно начать так: «В ответ на уведомление от 21 января 2019 года №45 сообщаю…».

Заключение

Для работника объяснительная записка — это способ избежать административного взыскания, возможность, объяснить свой проступок или оплошность.

Для работодателя — способ больше узнать о проблемной ситуации и решить, нужно ли привлекать работника к административной ответственности.

Не бойтесь писать объяснительные записки простым и понятным языком, избегайте штампов и канцеляризмов, наполняйте текст деталями, которые помогут работодателю понять, что строгое наказание не нужно.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://biztolk.ru/personal/pravovye-voprosy/obyasnitelnaya-zapiska-chto-eto-takoe.html

Как составить объяснительную записку (пошаговая инструкция, примеры)

Образец объяснительной

Письменное предоставление объяснений становится обязательным только в ряде случаев. Самое распространенное – при оценке уважительности причин дисциплинарного проступка работника (нарушения работником трудовых, должностных обязанностей). Этого требует процедура наложения дисциплинарного взыскания по ст.

193 Трудового кодекса (далее – ТК РФ), которое может вылиться не только в замечание или выговор, но и в увольнение. Все зависит от обстоятельств, в которых и нужно разобраться. Объяснительная записка в этом случае документирует, доносит до руководства позицию работника, его видение ситуации, его аргументы.

Фрагмент документа

Трудовой кодекс РФ. Статья 193 «Порядок применения дисциплинарных взысканий»

До применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт.

Непредоставление работником объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.

Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки – позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе. Если работник отказывается ознакомиться с указанным приказом (распоряжением) под роспись, то составляется соответствующий акт.

Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственную инспекцию труда и (или) органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Но объяснительные могут составляться и по другим причинам, хотя при этом сохраняется аспект «необходимости оправдаться» (ведь в остальных случаях используются служебные и докладные записки). Например, в ходе расследования обстоятельств причинения ущерба имуществу работодателя и определения его размера по ст. 247 ТК РФ.

Затребование письменных объяснений

Итак, «до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение». Как видите, закон не указывает точно, должно ли требование объяснений происходить в устном или письменном виде.

В особенно сложных случаях, когда и работник, и работодатель настроены очень серьезно и намерены идти, что называется, до победного конца, работодатель должен запросить у работника объяснения письменно, чтобы потом иметь возможность подтвердить соблюдение процедуры, предписанной для наложения дисциплинарных взысканий статьей 193 ТК РФ (Пример 1).

Утвержденной формы этого кадрового документа никогда не существовало, потому в каждой организации его оформляют на свой лад. Даже вид документа для этого используют разный (уведомление, требование, письмо и др.), хотя корректнее называть его именно «требование», потому что в ч. 1 ст. 193 ТК РФ говорится о том, что нужно «затребовать» письменное объяснение.

Уведомление по смыслу имеет другой оттенок – происходит информирование и нет требования что-либо сделать. Письмо – исходящий документ, который направляется в стороннюю организацию или физическому лицу, а работник не такой уж «чужой» человек.

Следует помнить, что «дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка» (ч. 3 ст. 193 ТК РФ). Факт его обнаружения подтверждается актом, а не требованием. Поэтому от даты обнаружения (которая в идеале должна совпасть с датой составления акта) и следует отсчитывать этот месяц, а не от даты затребования письменных объяснений.

От даты требования отсчитывается другой срок – 2 дня для дачи письменного объяснения (см. Пример 3). Поэтому важно не только оформить требование, но и доказать, что оно было вручено работнику либо он отказался от его получения.

Для этого внизу листа можно сразу сделать соответствующие заготовки (помечены цифрами 1 и 2 в Примере 1): если не оформляется первая (подпись о получении требования), то оформляется вторая (свидетели подтверждают факт отказа работника получить этот документ, данная отметка избавляет от необходимости составлять отдельный акт по этому поводу).

Пример 1

Письменное требование объяснений у работника

Пример 2

Текст требования объяснений у работника о причинах отсутствия на работе и подпись

Пример 3

Расчет срока для дачи письменного объяснения причин дисциплинарного проступка

Источник: https://hr-portal.ru/article/kak-sostavit-obyasnitelnuyu-zapisku-poshagovaya-instrukciya-primery

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть