Трасологические экспертизы

Содержание

Трасологическая экспертиза следов – что это такое, проведение при ДТП и объекты экспертизы

Трасологические экспертизы

Под подобной проверкой подразумевается существенный раздел в науке криминалистика, который занимается процедурой изучения разнообразных следов, а также методов и причин их появления.

У такой процедуры есть несколько целей, которые эксперт стремится достигнуть:

  1. Определить объекты по их следам.
  2. Идентифицировать найденные объекты.
  3. Определить, относятся ли найденные предметы и следы к конкретному происшествию, которое в данный момент расследуется.

Работа подобного эксперта – достаточно сложный и трудоемкий процесс, поэтому важно знать все тонкости проведения подобных процедур.

Понятие и суть трасологической экспертизы

Подобной процедурой признается определенной экспертиза, которая отличается своей сложностью, объемом и многогранностью от всех остальных традиционных процедур криминалистики.

всей данной экспертизы отчается своими всевозможными особенностями, заключающимися в том, что для нее, как правило, характерно выявления определенного внешнего строения всех отразившихся в ней объектов.

Основным предметом такой процедуры выступают существенные сведения, которые специалисту потребуется самостоятельно установить из определенных вопросов и предоставленных объектов для осуществления процесса.

Также отдельно выделяется понятие объекта определенной экспертизы, как вида определенной деятельности.

Подобные объекты требуется установить из существенных, поставленных перед непосредственным экспертом, вопросов.

В качестве предмета данной экспертизы можно выделить определенные следы отражения, которые представляют собой отражения единичных объектов. Подобными единичными объектами могут выступать:

  • Предметы.
  • Люди.
  • Животные.

Предмет и задачи трасологической экспертизы

В качестве непосредственного предмета подобной процедуры признается изучение разнообразных следов, чтобы добиться установления непосредственно оставившего их объекта, а также определенных механизмов и существенных условий данного образования.

Помимо предмета также выделяются задачи процесса, которые подразделяются на:

  1. Идентификационные. Данные задачи решают нижеперечисленные вопросы:
    • установление групповой принадлежности объектов, которые оставили разнообразные следы;
    • установление определенного тождества по существенным особенностям.
  2. Диагностические. Здесь происходит решение следующих вопросов:
    • обнаружение разнообразных следов и их фиксация;
    • определение непосредственной пригодности найденных следов для проведения идентификации;
    • установка времени и механизма непосредственного воздействия, из-за которых и появились эти следы;
    • установка непосредственной последовательности, благодаря которым произошло возникновение следов;
    • установление свойств изучаемых объектов.

Классификация трасологических экспертиз

Существует определенная классификация подобного процесса:

  1. Экспертиза, которая подразумевает изучение человеческих следов. Данная процедура в свою очередь подразделяется на следующие:
    • дактилоскопическая;
    • проверка зубов;
    • экспертиза разнообразных следов от перчаток;
    • непосредственно сама проверка следов, оставленных человеком;
    • проверка следов человека, оставленных любой частью тела конкретного человека;
  2. Проверка следов, оставленных животными.
  3. Проверка следов, оставленных оружием или разнообразными инструментами.
    • проверка замков;
    • уточнение состояния закруток;
    • проверка состояния конкретного средства;
    • проверка следов орудий, используемых для взлома;
    • проверка разнообразных механизмов производства.

Кроме этого происходит также подразделение данной процедуры еще на несколько видов:

  1. Идентификационная проверка.
  2. Не идентификационная проверка, которая, в свою очередь подразделяется на:
    • ситуационная;
    • диагностическая;
    • классификационная;
    • реконструкционная.

Кроме этого происходит подразделение по последовательности выполнения всех процедур:

  1. Первичная.
  2. Повторная.
  3. Дополнительная.

Также происходит подразделение по непосредственному составу действующих экспертов:

  • единоличная;
  • комплексная;
  • комиссионная.

Категории подразделений трасологической экспертизы

Помимо общих видов существующей экспертизы, также происходит выделение несколько определенных под категорией, на которые также нужно обратить свое пристальное внимание.

К примеру, можно выделить следующие типы проверок:

  1. Не идентификационная
  2. Идентификационная

Однако первый тип проверки точно также может быть подраздел на несколько других категорий, к примеру:

  1. Ситуационная.
  2. Диагностическая.
  3. Классификационная.
  4. Реконструкционная.

Однако помимо такого подразделения на существенные категории, существует также и несколько других, например по последовательности проведения всех требующихся процедур:

  1. Первичное.
  2. Повторное.
  3. Дополнительное.

Кроме этого, некоторые специалисты также выделяют подразделение экспертизы согласно определенному составу участия непосредственных специалистов в данном вопросе:

  • Единоличная.
  • Комиссионная.
  • Комплексная.

Что является объектом трасологической экспертизы

В качестве объекта подобной процедуры можно выделить сразу несколько определенных групп, к примеру:

  1. Разнообразные вещественные материальные доказательства, к примеру, различные следы совершенного преступления.
  2. Материальная обстановка на месте преступления.
  3. Всевозможные процессуальные документы, которые содержат максимум информации об обстановке непосредственного места происшествия. К такому документу относится составленный протокол.
  4. Материалы, которые носят исключительно справочный характер.
  5. Собранные образцы. Они характеризуют отдельные виды определенных объектов.

Помимо этого подобные объекты также можно подразделить на два других вида:

  1. Те, которые прямо участвуют в непосредственном объекте проведения идентификации.
  2. Те, которые участвуют в проведении такой идентификации косвенно.

Последние могут быть разделены еще на несколько отдельных под категорией:

  1. Предметы, непосредственно в отношении которых должен решаться вопрос о тождестве.
  2. Объекты, которые каким-то образом отражают разнообразные свойства иных объектов. При этом сами такие объекты не должны подвергаться процедуре отождествления.

Понятие методики трасологической экспертизы

Методика подобной экспертизы заключается в существенной системе методик, способов и определенных методик и всевозможных технических средств. Данные средства используются чтобы провести исследование разнообразных объектов, в рамках определенной установленной процедуры.

Основные стадии трасологической экспертизы

Выделяется несколько стадий проведения такой процедуры:

  1. Процедура предварительного исследования.
  2. Детально проведенное исследование.
  3. Оценка полученных результатов и формирование различных выводов.
  4. Оформление всех результатов.

Теперь требуется рассмотреть все эти стадии более подробно.

  1. Непосредственно во время своего первого этапа, эксперту потребуется ознакомиться с разнообразными материалами, которые поступили ему на исследование. Для этого специалист проводит осмотр всех объектов, смотрит на их соответствие непосредственному описанию следователя, а также проводит предметную фотосъемку всей упаковки и общего внешнего вида принятого предмета. Непосредственно дальше, ему придется составить план своих исследований.
  2. Далее на стадии проведения исследования специалист выявляет разнообразные идентифицирующие признаки конкретного объекта, которые будут максимально точно выражать все его свойства. Отдельно стоит отметить информацию об определенном периоде, непосредственно на протяжении которого эксперт может провести полагающуюся идентификацию полученных предметов. На конкретной стадии должен проводиться специальный эксперимент, а вместе с ним сравнительное исследование.
  3. Следующая стадия – проведение непосредственной оценки всех полученных результатов проведенного исследования и осуществленного формирования своих выводов, конкретный специалист должен правильным образом оценить все признаки и на основании их сформулировать непосредственный вывод на основании всего исследования.
    Все выводы должны формулироваться максимально грамотно и четко, чтобы предотвратить возможность понять их в каком-либо другом смысле. В каждом выводе указывается максимально правильный ответ на задаваемый вопрос или определенную задачу. Если непосредственный эксперт по каким-либо существенным причинам не может решить поставленный вопрос, он должен дать особые пояснения по этому поводу и указать конкретные причины невозможности дать ответы. Выводы также могут быть нескольких видов:
    • выводы, содержащие ответ на поставленный перед специалистом вопрос;
    • выводы, указывающие на реальную возможность непосредственного решения подобного вопроса.
  4. Заключительный этап проведения данной экспертизы – составление экспертом специального заключения в письменной форме. Подобное заключение должно составляться по определенной установленной форме.

Когда нужна транспортно-трасологическая экспертиза

Существуют определенные ситуации, когда осуществление подобной процедуры просто необходимо. Среди таких случаев можно выделить следующие:

  1. Требуется выяснить, почему именно произошло данное ДТП, то есть какие причины и следствия данного нарушения.
  2. Если виновника аварии определить невозможно, то есть в ситуации, когда сотруднику ГИБДД не удалось установить, кто именно был виновником такой аварии.
  3. Если человека по каким-либо причинам обвиняют в совершенном ДТП, хотя данное обвинение носит необоснованный или же незаконный характер.
  4. В ситуации, когда страховая компания категорически отказывается произвести полагающуюся выплату по страховому полису, аргументируя это тем, что полученные повреждения никаким образом не связаны с конкретной произошедшей на месте аварией. А это означает, что все эти повреждения никаким образом не относятся к произошедшей конкретной аварии и не должны оплачиваться по страховке.

Стоимость трасологической экспертизы

Стоимость проведения такой экспертизы носит договорной характер и во многом зависит от нескольких факторов, к примеру:

  1. Сложности данного процесса.
  2. Общих объемов всего непосредственного проводимого специалистом исследования.
  3. За выезд конкретного специалиста на непосредственное место происшествия также может взиматься определенная дополнительная плата.
  4. Отдельная доплата может взиматься за срочность проводимого исследования.

Как правило, средняя цена за проведение такого исследования составляет от четырех до двенадцати тысяч. Однако бывают и особенно дорогие случаи, к примеру, когда требуется выезд непосредственного специалиста и проведение срочного исследования.

Сроки проведения такой экспертизы также бывают разными и влияют на итоговую стоимость. Простые случаи могут заниматься от одного до полных десяти дней.

Стоит также отметить отдельно тот факт, что не все трасологические справки подходят для рассмотрения дела в судебном порядке. Именно поэтому стоит обращаться только в профильные компании, которые уже достаточно давно зарекомендовали себя в качестве успешной фирмы, оказывающей подобные услуги.

Источник: https://homeurist.com/auto/dtp/trasologicheskaya-ekspertiza.html

Что собой представляет и как проводится трасологическая экспертиза при ДТП

Трасологические экспертизы
Время чтения: 5 минут

Чтобы выяснить, кто виноват в аварии, какое авто стало ее причиной, можно ли было избежать произошедшего, каков ущерб и так далее, проводится целый ряд проверок.

Трасологическая экспертиза при ДТП является одним из важнейших элементов комплексного анализа событий. Она позволяет оценить характер происшествия и квалифицировать действия участников.

На основании ее выводов по горячим следам определяется виновник.

Виды экспертиз после аварий

Вопросов для изучения аварии множество: условия, обстоятельства дорожно-транспортного происшествия (ДТП), состояние водителя, транспортного средства (ТС), дороги. Поэтому экспертиз может быть проведено несколько:

  1. Судебно-медицинская. Определяет тяжесть телесных повреждений и отвечает на вопросы медицинского характера.
  2. Автотовароведческая. Устанавливает имущественный ущерб.
  3. Автотехническая. Определяет состояние автотехники и обстоятельства совершения ДТП. Включает проверку:
    • технического состояния ТС;
    • механизма ДТП;
    • инженерно-психофизиологическую, оценивающую состояние водителя;
    • маркировки автотранспорта;
    • дорожно-транспортную, определяющую состояние дороги;
    • шин;
    • транспортно-трасологическую, позволяющую выяснить траектории и точки взаимодействия ТС.

Иногда назначается судебная экспертиза, но уже в рамках уголовного расследования.

Что такое трасологическая экспертиза

Важно разобраться, что это такое. В общем смысле трасология в переводе означает «наука о следах». Это один из подходов криминалистики, основанный на изучении закономерностей образования следов, отражающих механизм преступления, и их исследовании с целью выяснения важных для расследования обстоятельств.

Данная экспертиза может назначаться следственными, судебными органами или по ходатайству участников происшествия и заинтересованных лиц на любой стадии рассмотрения дела. Однако оптимальный вариант – проведение проверки в ходе дознания (предварительного расследования).

Именно на этой стадии требуется установить виновника аварии.

После ДТП транспортно-трасологическое исследование проводится в рамках автотехнической экспертизы и предполагает изучение следов ТС, по которым выясняется направление движения, тип, марка ТС или его шин.

Это позволяет восстановить картину происшествия и выяснить его причины.

Объектом изучения становятся отделившиеся в ходе аварии детали, части/цы (осколки стёкол, пластика, элементов внешней и внутренней отделки, частицы краски и так далее). А также биологические следы, оставленные водителями, пешеходами, пассажирами и прочими участниками ДТП.

Решаемые задачи

Цели трасологии делятся на идентификационные (определение объекта, оставившего след) и диагностические (вывод, как образовался след).

Исследование позволяет выяснить:

  • пригодность следов для точной идентификации;
  • последовательность, условия и механизм возникновения следов;
  • отождествление следов, оставленных одним объектом в разных местах;
  • свойства, признаки, состояние оставившего следы объекта;
  • причинно-следственную связь следов с происшествием и его последствиями.

Транспортно-трасологическая экспертиза изучает вещественные объекты (ТС, их детали, следы взаимодействия, колеса, части одежды пострадавших, фотоснимки с места происшествия). Задачами такого анализа являются:

  • Идентификация ТС, участвовавших в ДТП.
  • Определение механизма происшествия.

При этом исследования дают ответы на такие вопросы:

  • оставлены ли следы конкретным ТС;
  • составляет ли обнаруженный обломок единое целое с какой-то конкретной деталью ТС;
  • оставлены ли следы на ТС частями другого авто;
  • режим движения, место и угол столкновения;
  • взаимное положение участников в момент ДТП;
  • следы в результате удара;
  • последовательность возникновения следов (что появилось раньше, что позже);
  • механизме ДТП;
  • причина повреждения протектора покрышек ТС.

Виды трасологической экспертизы

По объекту и применяемым методикам трасологическая экспертиза подразделяется на такие разновидности:

  • гомеоскопическую, изучающую оставленные человеком следы (отпечатки пальцев, рук, ног, зубов, крови, обуви, одежды);
  • механоскопическую, исследующую следы орудий и механизмов, запорных и предохранительных устройств (пломб и замков);
  • изучающую следы животных;
  • транспортную, анализирующую следы различных видов транспорта.

Что требуется для исследования

цель трасологического исследования заключается в определении причин и следствий происшествия. Основная задача эксперта – комплексный осмотр автомобиля с документированием всех обнаруженных следов. Специалисту необходима информация, позволяющая составить схему ДТП и заключение. Это документальные свидетельства и материалы с места происшествия.

Итак, потребуются:

  • модель участка ДТП;
  • протокол осмотра, схема, акт осмотра и справка о происшествии;
  • фото- и видеоматериалы с места ДТП, включая данные видеорегистраторов;
  • участвовавшие в аварии ТС;
  • результаты анализа технического состояния машин;
  • объяснения всех участников аварии, даже их обувь и одежда.

Конкретный список определяет эксперт в каждом случае, исходя из оценки возможности решения поставленных перед ним задач. Поэтому представленный нами перечень может включать и другие материалы/документы.

Проведение трасологической экспертизы

Трасологическое исследование включает несколько этапов:

  1. Подготовительный, в ходе которого собираются материалы и документы.
  2. Ознакомление с имеющейся документацией.
  3. Работа на месте ДТП (фотосъемка, нахождение и замеры следов, поиск оставшихся частиц и материалов).

    Сразу стоит отметить, что трасологическая экспертиза после ДТП по фотографии (только по одному фото) не проводится. Все решается комплексно.

  4. Осмотр ТС.
  5. Детальный осмотр частей и агрегатов с частичной разборкой или без.
  6. Воссоздание картины произошедшего (компьютерное моделирование).

  7. Подготовка и передача заказчику заключения.

Во сколько обойдется экспертиза

Стоимость трасологической экспертизы будет определяться ситуацией и конкретной экспертной организацией. Чем больше объем работы, тем проверка дороже. Важную роль играют сроки. Если их устанавливает суд, графика приходится придерживаться, а за срочность – доплачивать.

Платит всегда заказчик, а окончательно расплачивается потом виновник, признанный судом.

Государство не регулирует тарифы на экспертные услуги. Цена устанавливается экспертными организациями и зависит от региона. В среднем по России стоимость быстрой экспертизы составляет 10-20 тыс. рублей.

Если сроки не давят, а материалов достаточно, заказчику экспертиза обойдется примерно вдвое дешевле. Но может затянуться на месяц и дольше.

Поэтому рекомендуется интересоваться, как, в какие сроки проводится экспертиза и сколько стоит.

Что содержится в заключении эксперта

Заключение оформляется проводившим экспертизу специалистом или комиссией (в особо сложных случаях). Оно содержит три части:

  • Вводную, включающую сведения об эксперте, разъяснение ответственности за предоставление ложной информации, вопросы, на которые следует дать ответ, и перечень исходных данных.
  • Исследовательскую – с перечнем выполненных действий, исследований, подтвержденных инженерными расчетами, законами физики, механики. Здесь описываются порядок исследований, примененные методики, приводятся данные из справочников, ТУ и ГОСТ.
  • Заключительную, где сформулированы ответы на поставленные перед экспертизой вопросы.

Документ принимается страховыми компаниями, правоохранительными органами и судами.

Можно ли оспорить выводы трасологии

Свое несогласие с результатами проверки и заключением эксперта можно выразить в суде. Обжаловать разрешено любое решение, вывод или заключение. При этом необходимо предоставить доводы, которые должны быть изложены в иске.

Поводом для обжалования могут послужить:

  • отсутствие, противоречивость или неоднозначность экспертных выводов;
  • превышение полномочий или нарушение законодательства экспертом;
  • неполнота информации (в заключении отмечены не все исследованные материалы) и ответов на поставленные вопросы (задача экспертизы не решена).

Понятно, что потребуется независимая трасологическая экспертиза.

Как суд решает споры по трасологии

Наша судебная система адекватно реагирует на человеческие ошибки, хотя и считает экспертизу неопровержимым доказательством. Если результаты повторного исследования будут отличаться, предыдущие в учет с большой долей вероятности приниматься не будут.

Ходатайство о назначении судебной трасологической экспертизы

При необходимости подать ходатайство можно на любом этапе рассмотрения дела о ДТП. Причем сделать это имеет право любой участник происшествия, его представитель (адвокат) или страховщик. Официальная просьба о назначении трасологической экспертизы, изложенная в свободной форме, подается на имя следователя или судьи.

В документе описывается событие, которому требуется дать экспертную оценку, дается ссылка на ст.

79 Гражданского процессуального кодекса («Назначение экспертизы»), указывается наименование организации, которой заявитель доверяет проведение исследования, и перечисляются вопросы, на которые необходимо получить ответы. Также указывается, за чей счет будет проведена экспертиза. Пример такого ходатайства представлен ниже.

Решение о назначении экспертизы примет судья, который сформирует окончательный список вопросов для эксперта и определит сроки проведения исследования.

Заключение

В заключение сделаем несколько выводов по теме. Итак, трасологическая экспертиза:

  • проводится в рамках предварительного следствия и сразу дает ответ, кто виновник ДТП;
  • требует тщательной подготовки материалов и документов;
  • заказывается любым участником аварии;
  • может быть обжалована.

Трасологическая экспертиза при ДТП:

Источник: https://1avtoyurist.ru/dtp/ekspertiza/trasologicheskaya-ekspertiza.html

Трасологическая экспертиза. Виды, цели и правила проведения исследования

Трасологические экспертизы

07.04.2018 02:30:16 sodx.ru

Трасологическую экспертизу относят к подвиду криминалистики. Это исследование позволяет найти, и по возможности идентифицировать следы, оставленные объектом при определенной ситуации, а также выяснить механизм их возникновения.  В большинстве случаев используется при оперативных мероприятиях, деятельности следователя и дознавателя или назначается судом.

Вопросы, решаемые трасологической экспертизой

Трасология – наука, предметом изучения которой являются следы. Экспертизу назначают в различных случаях, когда необходимо понять, указывают ли оставленные следы на месте преступления на преступника или, наоборот, говорят о стечении обстоятельств, которые привели к происшествию.

Исследование разделяют по количеству участников мероприятия:

  • единоличное;
  • комплексное;
  • комиссионное.

Возможно назначение повторной и дополнительной процедуры для того, чтобы классифицировать объекты, сравнить их или определить ситуацию, которая повлекла преступление.

Объекты трасологии:

  • доказательства вещественного характера;
  • материальная обстановка места происшествия;
  • процессуальные документы (протоколы осмотра места преступления, осмотр жертвы);
  • справочные материалы, образцы для идентификации (база дактилоскопии).

Перечень вопросов, которые раскрывает трасология, обширен. Классификация подвидов исследования поможет разобраться детальнее.

Следы человека

Гомеоскопическое исследование изучает следы, оставленные непосредственно человеком:

  • рук;
  • ног (босых, в обуви или чулочно-носочных изделиях);
  • зубов;
  • эпителия головы.

Благодаря этому типу экспертизы решаются такие задачи:

  • наличие на объектах следов рук, их идентификация;
  • выяснение возможных особенностей строения кистей рук;
  • давность оставленных следов;
  • количество участников преступления.

Эксперты легко определяют, какой рукой и даже каким пальцем был оставлен отпечаток на изучаемом объекте, половую принадлежность по таким следам также вычисляют.

Вопросы, на которые поможет ответить изучение следов от ног, такие:

  • размер ноги, особенности строения;
  • фасон обуви, чулок, носков;
  • половая принадлежность, примерный возраст и рост;
  • особенности походки, наличие протеза, ортопедических приспособлений;
  • способ передвижения (спокойная или суетливая ходьба, или разной интенсивности бег);
  • направление движения участника происшествия.

Следы ног позволяют определить в некоторых случаях механизм их возникновения, тем самым помочь выяснить, как преступник, или не относящийся к преступный действиям человек, оказался в исследуемом месте.

Отпечатки зубов могут быть оставлены как преступником, так и жертвой, экспертиза выясняет:

  • каким именно зубом или зубами оставлен след;
  • наличие протезов, отсутствие зубов;
  • особенности строения челюсти;
  • механизм возникновения отпечатков.

Отпечатки губ на одежде, посуде или коже человека иногда помогают вычислить объект, оставивший их. Однако, в первую очередь, необходимо определить, пригодны ли они для идентификации.

Кожный покров головы (лоб, нос, щека, скула) расскажет о половой принадлежности, иногда о возрасте, особенностях строения и дефектах.

Отдельно выделяют микротрасологию, предметом ее являются микрочастицы и миниатюрные следы.

Механоскопическая экспертиза

Такие следы относят к орудиям преступлений, действиям, производимым человеком.

Исследование предполагаемого орудия преступления определяет:

  • характеристику орудия (размер, наличие насечек);
  • наличие его следов на других предметах;
  • направление и силу использованного орудия;
  • взаиморасположение объектов на момент использования;
  • последовательность ударов, разломов, порезов.

Следы волочения или борьбы определяют не только по состоянию жертвы, но и по наличию механических повреждений на одежде, следов на траве, земле, полу.

Случаи связывания объекта не остаются незамеченными для эксперта. По типу вязания узлов и созданию петель специалист определит:

  • механизм связывания;
  • наличие профессиональных навыков при связывании (морской узел, «грейпвайн», «штык», «заячьи уши», применяемые в основном в альпинизме);
  • левша или правша человек, связавший объект.

Исследование замков, в первую очередь, выявляет следы взлома, предмет отпирания (отмычка, дубликат ключа), определяет наружную или внутреннюю сторону механического воздействия. Также выясняют, срывались ли пломбы с различных замков.

Траснспортная экспертиза

Экспертиза транспортных средств и следов, оставленных ими при нарушении ПДД – достаточно обширная подгруппа механоскопического исследования.

Часто при написании названия этой экспертизы используют двойное «с». Ошибка возникла именно из-за автолюбителей, связывающих название исследования «трасологическая» с трассой.

Мероприятия, назначенные для изучения механизма происшествия, отвечают на такие вопросы:

  • какое из ТС виновно в ПДД;
  • выявление вмятин, царапин, относящихся к этому происшествию;
  • соответствие виновного ТС нормам технического осмотра;
  • правомерность действий водителя для предотвращения наезда, аварии;
  • исследование структурных особенностей шин, деталей двигателя, трансмиссии и других важных элементов;
  • режим езды участников ПДД (торможение, занос, превышенная скорость);
  • предположительную марку шин, модель и другие особенности автомобиля, оставившего место преступления.

Благодаря современным разработкам, трасологическая экспертиза позволяет реконструировать действия при происшествии, смоделировать любое преступление, согласно росту, половой принадлежности преступника или габаритам и скорости движения автотранспорта.

Также выделяют таврологическую трасологию, которая специализируется на следах от животных и одорологическую, которая выявляет газообразные следы – запахи.

Следы выявляют несколькими методами:

  • люминесцентным;
  • термовакуумное напыление;
  • нанесение клея «Циакрин ЭО».

Последний определяет наличие даже старых следов.

Кто заказывает исследование?

Несмотря на то, что трасологическое исследование относят к процессуальному процессу, то есть необходимому при судопроизводстве, независимая экспертиза также возможна.

В случае, когда участник дорожного происшествия не согласен с обвинением или выступает против действий определенного лица и не верит в правосудие, может заказать независимую экспертизу. Поскольку часто гражданские споры проходят без участия суда, внесудебное исследование следов востребовано.

Кто проводит процедуру?

К исследованию места преступления допускается ограниченное число людей. Эксперт-криминалист собирающий следы, оставленные участниками происшествия называется трасологом (криминалистом-трасологом). То есть высшее образование должно быть по специальности «судебная экспертиза».

На помощь ему, особенно при комплексном исследовании, привлекаются баллисты, материаловеды, судебные медики, химики, биологи.

Как проводится процедура?

Заказчик обращается в частные организации, специализирующиеся на проведении экспертиз для подачи заявки. Также есть вариант обращения в следственные органы. Сотрудники МВД, ГИБДД обращаются непосредственно в экспертно-криминалистические центры ГУВД, Федерацию Судебных Экспертов.

Далее частное лицо пишет заявление о предоставлении услуги, сотрудники полиции составляют ходатайство.

Организация проводит исследование по утвержденному плану:

  • предварительный осмотр;
  • детальное обследование предоставленных следов;
  • оценочный этап полученных результатов;
  • предварительные выводы, подтверждение их;
  • оформление отчета, фиксация результатов по установленной форме, с использованием фотоотчета.

Сроки предоставления отчета от эксперта зависят от масштабности проблемы. В частности, для определения следов ДТП при участии нескольких авто, понадобится больше времени, также, как и в случае убийства или нападения на нескольких объектов.

Согласно ГПК РФ, обычно устанавливается срок на рассмотрение дела не более 2 месяцев, сюда же входят и сроки проведения исследования. Но, если требуется больше времени для экспертизы, этот срок увеличивают.

Согласно приказу Минюста РФ «Об утверждении методических рекомендаций…», судебному эксперту дается срок в пределах 30 дней для составления отчета, однако и здесь возможно увеличение временных критериев.

Какие документы необходимы?

Список документов, которые понадобятся сотрудникам экспертной службы, зависит от установленной проблемы.

Если необходимы трасологические исследования места преступления, идентифицированного, как убийство, понадобится полный отчет следователя, дознавателя, протокол обследования. Также, если эксперт не выезжал сразу на место происшествия, понадобятся фотографии, слепки обуви и другие объекты исследований.

Для заказанной экспертизы ПДД частным лицом потребуется следующее:

  • справка о совершенном ДТП;
  • материалы дела, составленные сотрудниками ГИБДД (фото-таблицы, схемы, протокол);
  • технический паспорт авто, сведения о пройденном техническом осмотре.

Эксперту предоставляют в обязательном порядке доступ к ТС, одежду и другие материалы от лиц, участвующих в ДТП.

Документ, выдаваемый после процедуры исследования

Конечный итог исследования трасолога – отчет эксперта. В нем обязательно должны присутствовать ответы на поставленные заказчиком вопросы, а также фотоотчет, являющийся одной из составляющих доказательной базы, вместе с материалами уголовного, административного и других дел.

Отчет затем используется при следственных мероприятиях для доказательств вины субъекта, судебном разбирательстве или при определении страхового случая непосредственно страховой организацией.

Срок действия трасологической экспертизы законодательно не установлен. Дополнительно назначенное или повторное исследование может опровергнуть первый отчет, тем самым став конечной датой срока его действия.

Источник: https://sodx.ru/expert/kriminalisticheskie-ekspertizy/trasologicheskaya-ekspertiza/

Трасологическая экспертиза

Трасологические экспертизы

Возникла необходимость восстановить реальную картину события по оставленным следам? Автономная некоммерческая организация «МОЦСЭ» осуществляет проведение трасологических экспертиз. Мы специализируемся на таких исследованиях, выполняемых для нужд правоохранительных и судебных органов, юридических лиц и граждан.

Виды и задачи

Исследование следов, оставленных человеком, животным, автомобилем, орудием, инструментом и иными предметами, проводится при расследовании и разрешении споров в целях установления либо уточнения фактов, связанных с дорожно-транспортными происшествиями, преступлениями и другими событиями.

Объекты трасологической экспертизы

Наименование вида экспертизыСтоимость проведения экспертизы в досудебном порядке за единицуСтоимость проведения экспертизы в рамках судебного разбирательства за единицу
Трасологическая – следов от орудий взлома, инструментов, обуви, транспортных средств, на готовой продукции и др.

предметах, представлен­ных на экспертизу

От 15000 рублейОт 20000 рублей
Дактилоскопическая экспертизаОт 15000 рублейОт 20000 рублей

* Цена является ориентировочной и не является публичной офертой для заключения договора, окончательную стоимость уточнять у специалистов.

Идентификационные. В ходе этой процедуры рассматриваются следы (нанесенные повреждения, осколки, оставшиеся на месте происшествия и т. д.), по которым идентифицируются транспортные средства (при ДТП), устанавливаются тождество и групповая принадлежность оставивших следы автомобилей, людей, животных, механизмов и тождество целого по его частям.

Диагностические. По оставленным следам в рамках трасологической экспертизы восстанавливается последовательность событий для полной картины происшествия. Для ДТП эта группа задач включает изучение траектории движения, скорости и взаимного расположения автомобилей и пешеходов при аварии.

Мы проводим трасологические экспертизы следов:

рук человека (дактилоскопическая);

зубов, губ;

ног, обуви, перчаток;

животных;

инструментов, механизмов, орудий;

оставленных на запирающих и сигнальных устройствах;

при ДТП.

Объекты экспертизы

В роли таких объектов могут выступать разные предметы. Эксперты подразделяют их на такие группы:

следы преступления (вещественные доказательства);

процессуальные документы, описывающие место происшествия (протокол осмотра и др.);

справочные материалы;

материальная обстановка места происшествия;

различные образцы, отображающие сами проверяемые предметы или их свойства.

Другая классификация объектов трасологической экспертизы делит их на прямо участвующие в идентификации и косвенно. Среди них выделяют:

идентифицируемые, отражающие свойства других предметов;

идентифицируемые, сами подвергающиеся отождествлению.

Различные механизмы и предметы, люди, животные, помещения относят к идентифицируемым объектам.

Порядок проведения

Точная последовательность действий при исследовании определяется конкретными особенностями происшествия. Однако независимо от вида и обстоятельств события осуществляются следующие процедуры:

лабораторные исследования, обработка материалов, полученных в ходе трасологической экспертизы;

сбор и анализ информации и документов, касающихся происшествия;

осмотр места происшествия, нанесенных повреждений и оставленных следов;

подготовка экспертного заключения.

Необходимые документы для трасологической экспертизы

  • Протокол происшествия, составленный на месте сотрудниками ГИБДД.
  • Схема ДТП.
  • Фотографии, видеоматериалы с места аварии (при наличии регистратора).

  • Протокол осмотра и оценки, который свидетельствует о проверке технического состояния транспортных средств.
  • Справка о ДТП из полиции.
  • Документы, подтверждающие, что водитель является собственником ТС.

  • Показания участников и свидетелей ДТП.

Наши преимущества

Для получения достоверных результатов за проведением исследований следует обращаться к специалистам, имеющим необходимую квалификацию и немалый стаж в этой сфере деятельности. Мы являемся одной из ведущих организаций Москвы и области, специализирующихся на проведении трасологических экспертиз.

Несколько причин, по которым стоит выбрать нашу компанию:

здесь работают профессионалы;

мы применяем в своей работе проверенные практикой методики исследований, современные средства измерений и обработки данных;

стоимость трасологической экспертизы доступна для заказчиков с небольшим бюджетом;

наши заключения являются официальными документами, принимаются в судебных и иных инстанциях.

Мы дорожим своей репутацией и доверием клиентов. В нашем портфеле — множество исследований, проведенных на высоком качественном уровне. Экспертные заключения, подготовленные в ходе трасологических экспертиз, позволили заказчикам защитить свои права, отстоять имущественные и финансовые интересы, в том числе в ходе расследований и судебных разбирательств.

Заявка на экспертизу

Источник: https://otscenka.ru/ekspertiza/trasologicheskaya/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.